Без концертов-поздравлений и политической рекламы
Приоритеты выбирает продюсерРеформа Национальной общественной телерадиокомпании Украины начала активно внедряться на региональном уровне. «День» сфокусировал свое внимание на ТРК «Львів». Именно Львовский филиал был и пока является наибольшим в Украине. В целом здесь насчитывается 311 штатных работников, 215 из которых в начале января получили письма о сокращении. Соответственно остановило производство более 20 программ.
БЕЗ КОНЦЕРТОВ-ПОЗДРАВЛЕНИЙ
Наибольший резонанс вызвало закрытие программы «Концерт вітань», которая еженедельно выходила на львовском телевидении в течение 40 лет. Основной аудиторией передачи были старшие люди и жители сел. Формат программы постоянно оставался неизменным — ведущий читал оплаченные зрителями поздравления и включал клипы. Интересно, что программа оставалась самой популярной на телеканале даже в 2017 году.
«Я не понимаю, зачем закрывать успешный и реально ценный для многих зрителей проект. Старшие люди очень любили эту программу. Вряд ли удастся найти для аудитории этой программы равнозначный контент», — написала тогда в «Фейсбуке» львовская журналистка Виктория БАЛИЦКАЯ.
Изменения контента на ТРК «Львів» и причину закрытия «Концерту вітань» в комментарии для «Дня» объяснил член правления НСТУ Николай ЧЕРНОТИЦКИЙ, который отвечает за деятельность по оптимизации центральной и региональной структуры: «Во Львовском филиале есть свой продюсер, который и отвечает за контент. Ульяну Антоник выбрали на эту должность на открытом конкурсе. Во Львовском филиале продюсер выбрала программы, которые соответствуют ценностям Общественного, и которые не соответствуют. Относительно «Концерту вітань», то мы для себя как общественный вещатель сформулировали, что общественное вещание, которое финансируется налогоплательщиками, не может брать от них же еще какие-то средства за поздравления. Это неправильно. Поэтому «концерты поздравлений» мы прекратили по всей стране. Кроме того, в данном случае также шла речь о проблемах с авторскими правами того контента, который использовался в этой программе. Общественный вещатель не может себе позволить нарушать права интеллектуальной собственности других лиц, использовать музыку, на которую у нас нет прав».
На тему реформирования регионального телевидения во львовском филиале НОТУ говорят неохотно, переадресовывая вопрос к центральной дирекции. Поэтому в диалоге с членом правления НОТУ Николаем Чернотицким «День» расспросил о других нюансах наполнения региональной сетки вещания:
«Каждый региональный общественный вещатель будет производить, прежде всего, обязательный базовый контент — это минимум 185 минут ежедневного эфира. Каждый филиал будет выпускать по будням три прямоэфирных блока: утреннее шоу, выпуски новостей на протяжении дня и итоговую аналитическую программу в 19.20. Все блоки будут выходить синхронно с другими регионами.
Весь остальной контент делится на две части. Во-первых, это программы, выбранные в результате открытых конкурсов идей (питчингов). Продюсер регионального филиала проводит конкурсы в соответствии с приоритетами, которые он считает необходимыми. Условно говоря, если филиалам нужно больше детских программ, то продюсер организует соответствующий конкурс. Продюсер отбирает лучшие идеи и утверждает дополнительное финансирование из бюджета НОТУ.
Второй составляющей контента будут программы, которые мы закупим централизовано. Речь идет, например, о сериалах, научно-популярных программах, спортивных соревнованиях и тому подобное. Мы понимаем, что ни один региональный филиал не может закрыть полностью сетку вещания своим собственным контентом. Кроме того, есть очень много качественных интересных программ, которые мы получаем централизовано. Например, из последнего были документальные фильмы от ВВС, которые мы передали в регионы».
В контексте ТРК «Львів» также часто можно было услышать упреки о «джинсовых» новостях и то, что глава Львовской областной государственной администрации постоянно появлялся в эфире. Руководство «Общественного» в этом вопросе решило занять твердую позицию. В частности, член правления НОТУ Николай Чернотицкий отмечает: «Мы очень негативно относимся к такому засилию комплиментарных эфиров для местных администраций и любых чиновников. В соответствии с решением правления, которое было принято в конце прошлого года, мы запретили всем подразделениям и центральной дирекции ПАТ «НОТУ» размещать так называемую рекламу с политическим содержанием. В частности, говорится о договорах освещения деятельности органов власти, за которыми отрабатывали средства.
Однако это не значит, что мы не будем приглашать никаких чиновников в эфиры. Они будут нашими гостями, и вопросы журналисты будут задавать честные и прямые, потому эфиры будут острыми и интересными, а зритель получит лишь объективную информацию.
Кроме того, в настоящий момент совместно с движением «Чесно» мы запускаем проект отчетности в прямом эфире чиновников и местных должностных лиц — «#ЧЕСОзвіт». В течение 2018 года председателя областных советов, ОГА, депутаты городских советов, мэры городов, их заместители и руководители профильных департаментов будут приглашены в интерактивные прямые эфиры на базе региональной сети Общественного. Должностные лица отчитаются о результатах своей работы или решениях местной кризисной ситуации, а наши зрители и гости студии смогут задать вопросы в прямом эфире.
Мы сознательно отказываемся от политической работы ради денег, чтобы делать действительно честный контент и придерживаться наивысших журналистских стандартов в освещении работы должностных лиц».
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
«ОБЩЕСТВЕННОЕ — ЭТО ТАКЖЕ ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ОБЩЕСТВУ ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАТЬСЯ»
Отар ДОВЖЕНКО, медиаэксперт:
— Региональное общественное вещание должно иметь свою особенную нишу, не дублируя ни региональные коммерческие телеканалы, ни общеукраинских. Стратегия, за которой работает нынешняя менеджерская команда, достаточно адекватно определяет эту нишу: региональное общественное должно быть коммуникатором всех частей местной общины, давая обитателям региона — не только «коммерческой» аудитории, желаемой для частных вещателей, — доступ к важной информации о событиях в них за окном. При этом не обслуживать интересы ни местной власти, ни местного бизнеса.
В сущности, Общественное — это также инструмент, который помогает обществу эффективно развиваться, решать проблемы, принимать решения, вести дискуссии. Поэтому общественно-политическая функция прежних ОГТРК сегодня — это, во-первых, площадка для открытых плюралистичных дискуссий, во-вторых, источник качественных и чистых новостей, созданных по стандартам. В то же время я не считаю, что местное общественное должно представлять собой каждодневное монотонное повествование о местных политических и экономических проблемах. Главную часть эфира должны составлять познавательные, просветительские и развлекательные программы. Часть этого контента, если я правильно понимаю, будет сквозной для всей системы региональных общественных языковедов, частью они будут обмениваться (это прекрасная идея, нам очень недостает коммуникации между регионами), а часть будут производить сами. Вот эта последняя ответственность, ведь она должна олицетворять что-то особенное, чем этот регион отличается от других. Местная культура, местные традиции и история, что-то, что соединяет общество. Я бы хотел, чтобы программа вроде «Исторической правды» Вахтанга Кипиани могла существовать в региональном масштабе — пусть в каком-то более экономном формате. Обязательно должна быть программа о путешествиях и малоизвестных уголках края: люди очень мало знают даже о своем городе, не говоря уже об области. Детские программы также, условно говоря, должны быть для маленьких львовян, а не для маленьких-кого-угодно. Словом, программы собственного производства для львовского общественного — это то, что невозможно произвести нигде, кроме Львова. Все остальные можно заказывать централизовано в Киеве или у посторонних продакшнов.
Что же касается закрытия старых форматов, то я считаю его оправданным. Будет работать система питчингив, и люди, которые уверены в том, что их формат жизнеспособен, могут попробовать его обосновать и продолжить ему жизнь. А аргумент «оно выходило сорок лет, потому должен выходить дальше» не выдерживает никакой критики. Ведь у нас новое телевидение, которое имеет новые функции и новые ценности. Соответственно, продукт должен им соответствовать.
«ЛОКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬСЯ НА МЕСТЕ»
Татьяна ВЕРГЕЛЕС, главный редактор IA ZIK:
— Непосредственно для коллектива львовского телевидения остается создание выпусков новостей, утреннего шоу и вечерней итоговой программы. Большая часть остальной контента будет поступать сюда из Киева. Это однозначно неправильный подход. Локальный контент должен производиться на месте. Им должны заниматься журналисты, живущие рядом с теми людьми, для которых делают программы. Ведь они живут их проблемами и ежедневными заботами и знают историю и культуру этого края.
Если взглянуть на сетку вещания регионального ТРК «Львів», то, возможно, большинство программ все-таки нужно было оставить. Да, их нужно модернизировать и осовременить. Однако по своей тематике они нарушали как раз весь спектр проблем, актуальных для региона. Чего не было и что хотелось бы иметь? Это вопрос занятости населения. Сельские общины бросили на произвол судьбы. Не научили зарабатывать на себя иным способом, чем контрабандой. Это болезненный вопрос для львовского пограничного региона. Как общинам выживать? Эту проблему должен был бы вести региональный общественный вещатель. Села получили бы возможность посмотреть на себя и то, как они в действительности живут. Это целый ряд проблем: от качества продуктов до уровня тамошних школ. Не нужно нарушать какие-то космические проблемы. Необходимо обращать внимание на проблемные вопросы каждого села, городка и в конечном итоге областного центра. Необходимы программы, которые были бы направлены против враждебной информационной экспансии. Много острых политических ток-шоу, наверно, не нужно. Акцент следует делать на просветительские и краеведческие программы, а также передачи, которые бы касались истории края и Украины в целом.
Было много претензий относительно частого присутствия в эфире ТРК «Львів» председателя ЛОГА Олега Синютки. Мол, государственное телевидение использовалось под потребности облгосадминистрации. В действительности в контексте Львова и Львовской области на это нужно взглянуть под другим углом. Жена городского председателя Львова Андрея Садового является владельцем большого медиахолдинга. Соответственно областное телевидение позволяло так сказать держать баланс, когда Синютка мог на ТРК «Львів» изложить позицию областного руководства. Так удавалось избегать информационного перекоса. Когда зритель пересмотрел оба канала, образовывался определенный баланс мыслей. На соответствующий баланс мыслей хотелось бы надеяться и от регионального общественного вещателя на Львовщине.
Выпуск газеты №:
№13-14, (2018)Section
Медиа