Перейти к основному содержанию

Без конструктива

Как публичный диалог во львовском филиале Общественного превратился в шоу
02 февраля, 20:47

Ожидаемо, процесс трансформации ОГТРК в региональных общественных вещателей оказался сложным с самого начала. Будут ли эти изменения эволюционными? Покажет время. Сейчас сотрудники областных телерадиокомпаний восприняли нововведения как революционные. Несмотря на то, что реформа продолжается второй год, запланированные сокращения работников и переформатирование контента вызвали волну возмущения.

Громче всех продолжает возмущаться коллектив Львовского филиала НОТУ, в который вошли ТРК «Львов» и Львовское областное радио. «День» продолжает отслеживать и анализировать ситуацию в городе Льва. Итак, пикеты, протесты, скандалы, пресс-конференции... Таким был январь для Львовского телевидения. «Львов, ты же неотразим. Ты не хочешь изменений - но изменения стремятся к тебе. Они уже пришли», - написал в Фейсбуке после очередного пикета глава правления Общественного вещания Зураб Аласания. А 31 января команда реформаторов из центральной дирекции приехала во Львов, чтобы провести открытое обсуждение изменений во Львовском филиале с ее работниками, а также представителями местных СМИ, культурными и общественными организациями, государственными учреждениями.

Публичная дискуссия - правильный шаг, чтобы не обострять конфликт в дальнейшем. Но не поздно ли она была организована? Содержательной беседы в этот день так и не произошло. Руководители Общественного успели рассказать и объяснить совсем немного, ведь вместо вопросов их засыпали критикой и оскорблениями. Уровень дискуссии, а точнее ее отсутствие, в очередной раз подтвердили проблемы, на которых «День» регулярно акцентирует внимание в контексте реформирования Общественного. В результате, одна сторона оказалась совершенно не готова к конструктивному диалогу, а другая  не приложила должных усилий, чтобы организовать своевременное и содержательное обсуждение.

Но чем же в конце концов занимались участники публичного диалога в течение четырех часов?

КТО ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ?

31 января. 11:00. В конференц-зале здания ТРК «Львов» на Высоком замке собрались несколько десятков человек. Пришли в основном представители Львовского телевидения и радио, которые попали под сокращение. Также были журналисты других СМИ, актеры и даже священники.

Обеспокоенную общественность в дискуссии представляли профессор факультета журналистики ЛНУ им. Франко Василий Лизанчук, директор «Львовского радио» Мирослава Лубкович, художественный руководитель Национального театра имени Марии Заньковецкой Федор Стригун, работник Львовского филиала НОТУ Василий Глинчак, общественный деятель Рустам Курбанов и другие работники филиала.

Общественное вещание представляли члены правления НОТУ Юрий Макаров, Инна Гребенюк и Роман Винтонив, генеральный продюсер UA: Украинское радио Дмитрий Хоркин, PR-директор НОТУ Виктория Сидоренко, а также руководство Львовского филиала - в. и. о. менеджера Наталья Степанова и продюсер Ульяна Антоник.

О ЧЕМ ГОВОРИЛИ?

Несмотря на непрерывные тирады недовольной общественности и части работников филиала, руководителям НОТУ удалось рассказать и прояснить некоторые моменты. В частности, они рассказали о системе питчингов; о том, почему областное радио должно переехать из помещения, которое арендует у городских властей за 1 грн в месяц; а также об отказе от политической рекламы. Однако содержательные части в этой дискуссии были единичными исключениями.

С самого начала обсуждение не удалось структурировать и регламентировать. Член правления НОТУ Роман Винтонив несколько раз предлагал зафиксировать регламент 5 или 10 минут, чтобы все успели высказаться. Впрочем, продолжительностью того или иного монолога руководила аудитория, аплодируя с криками «Пусть говорит дальше!» или возмущаясь, мол, «Что он такое несет?» Взяв маркер и флипчарт, Роман Винтонив попытался записать со слов недовольных, что «уничтожает» и «утверждает» Общественное в регионах, чтобы обсудить это потом. Однако противоположная сторона дискуссии, очевидно, пришла сюда не для конструктива.

«Вы собрались не для того, чтобы с нами поговорить, и тем более не для того, чтобы узнать о реальных проблемах ... Вы пришли для того, чтобы сказать нам, какие мы сволочи», - отметил Юрий Макаров, который, кстати , после двух часов разговоров не выдержал и покинул конференц-зал.

Публичная дискуссия превратилась в шоу, причем банальное и низкопробное. Шоу транслировалось в прямом эфире в Фейсбуке. Стрим вызвал большой интерес не только у львовского медийного сообщества. В комментариях к видео неоднократно шутили, мол, если бы стрим транслировали на ТРК «Львов», то это был бы самый рейтинговый эфир за последние годы.

«Культурное гетто на канале», «проект Аласании, которым руководит Аваков», постоянные апелляции к Советскому Союзу... Впоследствии львовские журналисты разобрали дискуссию на «крылатые фразы». Подборку цитат подготовило интернет-издание «Zaxid.net», а журналисты портала «Варианты» выложили в Youtube фрагменты знаковых спичей.

«СКУЧАЕТЕ ПО СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ?»

Выплеснуть эмоции и возмущение - это хорошо удалось критикам реформы. Впрочем, следует признать, что в определенные моменты они слишком увлекались, например, говоря, что «люди бросят коров и свиней и придут с вилами на Высокий замок». Куда эффективнее было бы подойти к дискуссии не с горячей головой, а с холодным умом.

«Наше «Львовское радио» при всех руководителях всегда было как-то отдельно от телевидения, - говорит директор «Львовского радио» Мирослава Лубкович. - Я могу дать голову на отсечение, что в последние годы у нас не было ни одного материала с джинсой. Мы сделали это радио без средств, это теперь лучшая студия в Европе, потому что мы делали это для Украины, а теперь закрывают наши передачи».

***

«Не сравнивайте Львов с другими регионами, это одна из отчизн украинского телевидения, - возмущается экс-журналистка Львовского ТВ Светлана Хитрова, впоследствии добавив: - Сюда выбирали людей со всего Советского Союза. Здесь высокопрофессиональных специалистов лелеяли, давали им квартиры, чтобы они учили, как делать телевидение».

«Скучаете по Советскому Союзу?» - спрашивает Роман Винтонив.

«Да, скучаем. Тогда создали телевизионную классику, на которой вы все еще будете учиться!», - отмечает многолетний работник Львовского телевидения Василий Глинчак.

***

«Хочу сказать несколько слов от львовского духовенства, - внезапно вмешивается в разговор отец УАПЦ Иван Сас, который пришел на встречу с коллегой-священником. - Мы спешим на похороны, дайте нам слово. Последние два месяца мы не видим на телевидении религиозных передач, а люди хотят слышать слово Божие. До Нового года мы пытались дозвониться к вам и предложить сотрудничество, но так и не смогли. Очень обидно».

«В Киеве на такой работе набивали карманы, а во Львове люди приходили с работы и не имели на что себе что-то купить к праздничному столу. Поэтому вы все здесь присутствуете, решите все так, чтобы никто не был обижен. Потому поймите, люди хотят быть задействованы в жизни и иметь маленький динарик», - добавил отец и поспешно покинул зал.

О ЧЕМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОГОВОРИЛИСЬ?

И ни о чем, будем откровенны. На часах в конференц-зале, который уже покинуло большинство людей, почти 15:00. Вместо трех часов обсуждение продолжалось четыре, но от этого не стало конструктивнее. Руководители НОТУ точки над «и» не расставили, а мифы о реформе не развенчали. В то же время возмущенные экс-работники свою позицию должным образом не аргументировали. Те, кто реформирует, и те, кого реформируют, пока очень далеки от консенсуса и общего видения будущего. Недостаток коммуникации - весомая, но далеко не единственная проблема общественного вещания. Проваленные дебаты лишь подчеркнули, какова сейчас «готовность» их решать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать