Перейти к основному содержанию

Чернобыльская катастрофа: попытка художественного осмысления

К годовщине аварии телеканал «Интер» покажет фильм «Мотыльки»
25 апреля, 16:05
КАДР ИЗ ФИЛЬМА ВИТАЛИЯ ВОРОБЬЕВА «МОТЫЛЬКИ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕЛЕКАНАЛОМ «ИНТЕР»

Авария на ЧАЭС — одна из самых болезненных тем для украинского общества. Техногенная катастрофа, которая произошла 26 апреля 1986 года, потрясла весь мир — пока Европу накрывали радиоактивные облака, в Киеве люди радовались весне, солнцу, ходили на первомайские демонстрации и выезжали на пикники. А в небольшом городке Чернобыле разворачивались маленькие человеческие трагедии — ликвидация последствий аварии, эвакуация тысяч людей, боль, смерть...

Телеканал «Интер» представляет новый фильм «Мотыльки», произведенный украинской кинокомпанией FILM.UA, — попытку художественного осмысления этой катастрофы мирового масштаба сквозь призму судеб обычных людей. Премьера его состоится 27 апреля.

«Мы взяли историю Чернобыльской аварии как фон, на котором зарождается и развивается история настоящей большой любви главных героев», — рассказывает режиссер-постановщик проекта Виталий Воробьев. Он не раздумывал, когда ему предложили снимать фильм. «Мотыльки» — мой любимый проект», — говорит Виталий.

— Виталий, у вас есть свой собственный чернобыльский опыт?

— Я из того поколения, которое застало Чернобыльскую аварию в сознательном возрасте: в то время я только закончил Бауманский институт. Я помню, как расползались слухи, источником которых были зарубежные радиостанции «Голос Америки» и «Свобода». Помню кухонные разговоры. Помню майские праздники, которые праздновались всей страной, как будто ничего не произошло. Это было время холодной войны и гонки вооружений. Я работал на оборонном предприятии, и в нашей среде ядерный удар рассматривался тогда, как нечто вполне возможное. Мы жили в такой атмосфере, что реальная угроза радиации не казалась нам чем-то особенным. Помню, что отношение к этому было довольно легкомысленное. А летом 1986 года мы с товарищами отправились автостопом в Крым через всю страну. Наши ночевки под открытым небом проходили и на тех территориях, которые, как впоследствии оказалось, были подвергнуты радиационному заражению. Как это отразилось на здоровье? Не знаю...

— Банальный вопрос, но тем не менее... Что вы хотели сказать вашим фильмом зрителю?

— Знаете, слова не могут заменить фильм. И то, что хотелось донести до зрителя, содержится в самом фильме... Но главный посыл, главная задача — создать образ того времени, передать ту неуловимую атмосферу перемен, когда уже зарождалось нечто новое. И, конечно же, рассказать о новом поколении. О тех, кто должен был «смести нас с лица земли». Главная героиня фильма — представитель этого нового поколения. Ее очень тонко сыграла юная актриса Мария Поезжаева. Девушка учится в школе-студии МХАТ в мастерской Кирилла Серебренникова.

— С какими чувствами ждете премьеры фильма?

— «Мотыльки» — мой самый любимый проект. Так всегда бывает, когда выпускаешь фильм. Это как только что родившийся ребенок — он всегда самый любимый. Но в «Мотыльках» есть что-то особенное.

Во-первых, мне давно хотелось сделать фильм о своей молодости. Я прекрасно помню свои ощущения, и мне хотелось перенести их на экран. Кроме того, на проекте сложилась удивительно профессиональная и дружная команда, пришли энтузиасты, подобрали прекрасных актеров. В этой атмосфере работали легко, получили много удовольствия...

— Что было самым интересным во время съемок?

— Пожалуй, самой увлекательной была работа над тем, чтобы скрупулезно воспроизвести среду того времени, приметы, детали и т. п. В том числе — воссоздать такой сложнейший объект, как Чернобыльская АЭС. Мы воссоздавали его мозаично: это и декорация, и трехмерная графика. Ребята-компьютерщики из компании POSTMODERN проделали титаническую работу, чтобы пространство вокруг Чернобыля ожило и задышало! За это им большой респект.

— И все же тема Чернобыля сложная и болезненная для многих...

— Конечно, этот фильм в какой-то мере выполняет функцию напоминания. Мы должны это помнить, должны заново переосмысливать случившееся и передавать память своим детям. Мои дети, например, коренные москвичи. Им сейчас 8 и 5 лет. И благодаря нашему фильму они теперь в теме. Тем более, что они были на площадке, снимались. Наверное, они расскажут о Чернобыле у себя в детском саду, в классе и так далее. Память должна сохраняться, а, как известно, лучше всего это происходит через художественный образ.

— Если говорить о жанре, это фильм-катастрофа или драма?

— Отчасти наш фильм про катастрофу. Чудовищную техногенную катастрофу, которая подорвала и без того скудеющие силы «могучего» Советского Союза и даже в чем-то способствовала последующему его распаду. Но все-таки это фильм о любви. Эта любовь оказалась несправедливо короткой, вспыхнувшей на границе между жизнью и смертью, но какой удивительно яркой и чистой она была! Этот фильм о любви, которая сильнее смерти и которая приобщает нас к каким-то другим, высоким, сияющим истинам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать