Что будет с традиционными британскими газетами?

Газеты продаются, когда есть новости. Сюжеты, связанные с рождением наследника британского королевского престола, ожидаемо принесли позитивные эмоции и оживление владельцам газет и торговцам периодикой: люди следили за этим событием и, как никогда, покупали газеты. Но если рассматривать не частный эпизод сегодняшнего дня, а глобальную тенденцию на перспективу, то британские эксперты прогнозируют явные признаки спада интереса к печатной прессе. Только за период с 2008 года до сегодняшнего дня общий тираж британских общенациональных газет сократился на четверть.
Приходится констатировать, отмечают эксперты Economist, что в гораздо большей степени, чем, например, в США или даже Японии и большинстве стран Европы, британские издания зависят от нерегулярных читателей, покупающих газеты в киосках. И это, считают в Лондоне, плохие новости: проще оставить привычку ежедневно покупать газету, чем отменить читательскую подписку. Однако некоторые газетные издания стремятся изменить это поведение читателей.
Газеты Daily Telegraph, Financial Times, Guardian, Independent и Times, а также одноименные воскресные издания, на которые приходится около одной пятой от общего тиража газет в Великобритании, стремятся расширить аудиторию подписчиков, и даже с некоторым успехом. По данным исследовательской фирмы Enders Analysis, с декабря 2008 по май 2013 г. доля газет, полученных по подписке, выросла с 26% до 41%. Daily Telegraph, которая дольше остальных занимается расширением аудитории подписчиков, бесплатно выдает электронные «читалки» Kindle тем, кто оформляет годичную подписку на газету. Другие печатные СМИ предлагают подписчикам значительные скидки и за небольшую доплату предоставляют доступ к электронной версии издания.
Агрессивное предложение влечет за собой снижение дохода. Однако установление прямых связей с читателями входит в интересы СМИ (хотя большинство подписчиков получают газету, придя в киоск и предъявив специальный ваучер, или дополнительно оплачивают ее доставку). Оформляя подписку на газету, издание получает дополнительную информацию о читателе — его привычках и интересах. Что, естественно, может быть использовано в продаже рекламы или продвижении таких товаров и услуг, как вина, туристические поездки или службы знакомств, к целевому сегменту потребителей — читателей.
Стоит отметить, что подписка на онлайн-издания набирает популярность. По данным Оксфордского Reuters Institute, 9% британских читателей платят за новости в Интернете — на 5% больше, чем в 2012 г. В марте 2013 г. Telegraph установила систему платного доступа к информации, аналогичную той, что используется изданием Economist. В августе газета Sun, принадлежащая компании News UK (ранее News International) Руперта Мердока, первой среди массовых газет перейдет на полностью платный доступ в Интернете. Для того, чтобы привлечь и удержать подписчиков, издание предложит им дополнительные возможности и материалы, говорит Майк Дарси (Mike Darcey), руководитель News UK, который освоил эти методы, работая в компании спутникового вещания BSkyB. К примеру, Sun будет размещать в платном доступе видеозаписи матчей английской Премьер-лиги, на которые издание приобрело эксклюзивные цифровые права.
Даже издания с бесплатными сайтами — такие, как популярная Mail Online (веб-сайт газеты Daily Mail) и Guardian взимают плату за приложения для планшетов. «Что бы там ни говорили, мы никогда не отказывались от платного доступа, — говорит Эндрю Миллер (Andrew Miller), руководитель Guardian Media Group. — Мы постоянно присматриваемся к платной подписке на веб-сайт».
К сожалению, подписка на электронные и печатные издания не может полностью компенсировать падение доходов от рекламы в печатных СМИ. В этом году доходы от рекламы в газетах составят 2,1 млрд фунтов стерлингов (3,2 млрд долларов США) — приблизительно в два раза меньше, чем в 2005 г. Газета Times, принадлежащая Р. Мердоку, теряет доход, несмотря на введение платного доступа к материалам веб-сайта. Региональные издания, зарабатывающие больше на тематических объявлениях, находятся в еще более плачевном состоянии. По состоянию на январь 2013 года в Великобритании насчитывалось 1054 региональные газеты, что примерно на 18% меньше, чем в 2008 г. Среди общенациональных изданий такого драматического снижения пока что не наблюдается.
В Великобритании издается двенадцать центральных газет; в Америке, население которой приблизительно в пять раз больше, их всего три. Некоторые издания — такие, как Daily Telegraph, имеют устойчивое финансовое положение. Однако, как представляется экспертам Economist, в Великобритании слишком много газет, и конкурируют они за весьма малочисленную аудиторию, особенно учитывая широкое распространение бесплатных новостных бюллетеней, например Evening Standard. Эта газета, принадлежащая россиянину Лебедеву, соперничает с Independent; топ-менеджмент издания заявляет, что готов забрать читательскую аудиторию и рекламодателей конкурента в случае разорения последнего. Однако, при всём том, газеты в Великобритании пока что способны оставаться на плаву в течение многих лет.
«Газеты в нашей стране в чем-то напоминают футбольные клубы», — говорит Марк Оливер из консалтинговой компании по связям с общественностью Oliver & Ohlbaum. И, как это ни парадоксально, Марк Оливер совершенно справедливо отмечает: «всегда находится миллиардер, который их купит».
Такую фактологию дает Economist. Однако дело не огранивается сухой статистикой. Economist, Daily Telegraph, Financial Times, — другие британские издания мирового уровня проецируют влияние Великобритании во всем мире, что особенно важно в условиях борьбы за мировое медийное пространство, свидетелями которого мы сегодня являемся. Совершенно очевидно, что от того, какие новости, а особенно — каким образом они подаются читателю, зависит позиционирование и имиджа, и внешней политики страны. А это уже гораздо серьезнее, чем такой показатель, как «доходность издания».
В последнее время Британия с удивлением констатировала наличие конкуренции там, где ее издания с, казалось бы, устойчивым авторитетом и мировым влиянием чувствовали себя вне досягаемости: в стране стало значительно меньше альтернативных точек зрения. И если пока что на пространство печатных медиа империй прорваться командам с другими позициями крайне сложно, то электронные СМИ уже обозначают тревожные признаки для британских медиа- групп. Успех Russia Today, например, которая прочно заняла третье место по популярности среди телевизионных каналов в Великобритании, говорит о том, что людям хочется услышать и увидеть что-то еще, отличное от того, что предлагают практически солидарно британские издания.
Inosmi.ru
Выпуск газеты №:
№150, (2013)Section
Медиа