Что общего между бен Ладеном и непрофессиональным и новостями?
То, что происходит после 11 сентября, справедливо называют войной. Но если точнее — это война нового типа — прежде всего информационная. Бен Ладену надо было не просто разрушить два небоскреба и частично повредить Пентагон. Прежде всего ему было нужно, чтобы последствия ударов по символам американского экономического и военного могущества транслировались в прямом эфире на весь мир американской же компанией СNN. Ему нужно было, чтобы вскоре и СNN, впервые за много лет, фактически была отстранена от освещения событий мирового масштаба — операции в Афганистане, а инициативу перехватила до сих пор малоизвестная катарская телекомпания Аль- Джадира. Компания, созданная по западным стандартам и инициативе местного монарха, который изложил свое понимание стандартов профессиональной журналистики кратко: «Критикуйте меня». Вот так впервые против Запада было использовано его же оружие — объективная, беспристрастная, сбалансированная подача новостей.
Суть этой информационной войны — не столько в фактах или аргументах сторон. Невидимая линия фронта проходит через души людей на границе эмоций и рационального восприятия мира. Немало палестинцев после трагедии 11 сентября высказывали перед камерой суждение, мол, террористический акт имел для них отрицательные последствия, и теперь США не смогут защищать их перед Израилем так же последовательно. Так диктовал им их разум. Но там, где верх брали эмоции, эти же люди танцевали и радовались чужому горю. Вот так тонкая грань расставила по различные стороны человека, способного на мыслительные усилия и сочувствие, и дикаря, которым овладели животные инстинкты уничтожения всего, не похожего на себя.
Истоки и причины такого дуализма можно проследить во многих измерениях. На уровне доктрин христианство стремилось объединить Восток и Запад и потому поставило высоко прежде всего проблему морального выбора, а после этого и ценность человеческой личности, что и стало фундаментом обществ, базирующихся на примате прав человека и верховенства его интересов над правами Государства. Восточная доктрина поставила превыше всего интересы общины (общества), низводя роль отдельной личности только до инструмента служения ее потребностям. На уровне стандартов информационной деятельности Запад создал качественную прессу, подающую информацию сбалансировано, опираясь на факты, а не на эмоции. Восток образовал совершенные механизмы влияния на человеческие чувства языком публицистики и эмоций. Эти две традиции и до сих пор соревнуются между собой.
Немало примеров такой соревновательности можно найти и в украинской традиции, которая в значительной степени формировалась на стыке различных мировоззрений и культур. Так давняя украинская литература конца XV — начала XVIII вв. ознаменовалась бурной полемикой, что дало основания целый ее массив определить как полемическую литературу. Исследователи до сих пор активно дискутируют: одни говорят, что это именно литература, журналистиковеды же акцентируют внимание на основании считать давние тексты прообразом современной журналистики. Так вот, для примера, когда Мелетий Смотрицкий избрал для одного из своих известных текстов жанр Треноса, т.е. плача, он тем самым определил стилистику произведения как призванную, прежде всего, повлиять на эмоции и чувства человека. Другой автор — Ипатий Потий — избрал преимущественно логичный способ изложения, базировавшийся на анализе и аргументах. Мы специально обходим предмет полемики, поскольку нас, в данном случае, интересует именно способ подачи информации, а не предмет споров. После этого, уже на уровне древнеукраинской полемической литературы видим примеры, которые сейчас определяются как «публицистические» новости, где главную роль играет позиция ведущего, его восприятие события, а не факты; и примеры того, что нынче выполняет роль качественного информирования, призванного прежде всего дать зрителю, читателю, слушателю факты, на основании которых он сам может принять осознанное решение. Короче говоря, одни призывают: «Голосуй сердцем!», другие — «Голосуй разумом!»
Вот лишь несколько примеров мониторинга, осуществлявшегося в октябре этого года и иллюстрирующего уровень качественного информирования избирателей отдельными винницкими и харьковскими телекомпаниями. Так винницкие «ТНВ» (Винницкая государственная телекомпания), «Постфактум» (телекомпания «ВИТА»), «День за днем», «Все новости» (телекомпания «ИШТАР») практически не дают примеров сбалансированного освещения деятельности и позиций политических партий. А вот на харьковском телевидении «Новости» (АТН, «Новости 7») предлагают даже относительно сбалансированное освещение по сравнению с программами «Харьковские новости» (АТВК) и «Объектив-новости» («Симон»). Обратите внимание, «Новости» (АТН, «Новости 7») представляют две партии на уровне 60 секунд, а четыре других — на уровне 35—30 секунд, обеспечивая тем самым даже относительный баланс.
Конечно, на первый взгляд, обе позиции — «Голосуй сердцем!» и «Голосуй разумом!» — равноценны. Однако это не так, поскольку одно дело — давать человеку возможность делать самостоятельный выбор на основании полученной информации, фактов и аргументов, и совсем другое — подталкивать его к выводу, который сам для себя уже сделал журналист и навязывает его другим. Это и является тем, что отождествляет бен Ладена и вообще любого деспота или диктатора с пропагандой, которая, отбрасывая культуру подачи новостей, стремится повлиять только на эмоции, найти и эксплуатировать образ врага, спекулируя на трудностях и проблемах людей.
На бытовом уровне отдельный человек, конечно, в силу своего характера или воспитания может позволить себе эмоциональное общение, выплеснуть гнев или поссориться, поскольку по своей природе человек — конфликтогенное существо. Однако, не дай Бог выносить методы бытового скандала на уровень принципов государственной политики и международных отношений. В конечном счете, у всех нас — и зрителей, и журналистов — остается возможность выбора. Главное — помнить, что за ним может стоять что-то более серьезное, чем просто сбалансированные аргументы или, наоборот, чувства и эмоции. Этому учит 11 сентября и вся предыдущая история человечества.
Выпуск газеты №:
№215, (2001)Section
Медиа