Что ожидает СМИ в 2013 году?
Мировые эксперты — о развитии медиа-пространства, критической потребности в качестве, журналистике решений и интерактиве
Nieman Journalism Lab (проект Фонда Неймана Гарвардского университета) накануне 2013 года провел масштабный опрос специалистов в медиа-сфере. «Мы попросили самых умных людей, которых знаем, спрогнозировать — что принесет 2013 год для журналистики», — говорится на сайте. Среди опрошенных — журналисты и редакторы американских и международных СМИ, в том числе ресурсов на медиа-тематику; профессоры и исследователи журналистики ведущих университетов.
Из комментариев экспертов очевидно — и эта тенденция чувствовалась и в прошлом году, — что часть подходов, которыми западные журналисты руководствовались еще пять лет назад (а украинские стремились внедрить в свое медиа-пространство), себя исчерпала. Сегодня недостаточно представить две точки зрения и «умыть руки». Нужны смыслы, акценты, в конце концов — позиция. Гражданская позиция — как бы не боялись этого понятия некоторые отечественные медийщики.
Итак, предлагаем читателю мнения некоторых экспертов, принявших участие в опросе от Nieman Journalism Lab (комментарии взяты из сайта MediaSapiens).
В 2013 ГОДУ БУДЕТ ВОЗНАГРАЖДЕНО КАЧЕСТВО
Келли ШВЕЙТЦЕР, директор по маркетингу и спецпроектам в Vox Media:
В 2013 году будет вознаграждено качество. Акценты будут новые — на журналистике разлогих форм, на цифровом изложении историй, это уже видим в таких компаниях, как Vox Media и ProPublica. Действительно содержательные сообщения быстро будут распространяться, ведь «потребители хотят гордиться тем, чем они делятся».
Twitter-персоналии сегодня приходят на смену дикторам утренних новостей. Прошли времена, когда мы просыпались и слушали новости от ведущих The Today Show. Теперь новости начинаются уже до того, как вы включаете телевизор, а способ доставки сообщений — смартфон — это первая вещь, которую вы проверяете утром. Телевизионных авторитетов теперь заменили ленты новостей Twitter, которые вы сами выбрали; вы сами выбираете, чьим новостям доверять. Лучше всего, что это 24-часовая программа. Возьмите, например, Эндрю Саливана, который выстроил на своем имени медиа-империю. У него есть читатели, которые путешествуют с ним от Twitter до The Daily Beast, до телевизионных хитов и так далее.
Самая большая перемена — это акцент на персоналиях, журналистам сейчас не нужны СМИ или организация с именем за плечами, чтобы заслужить доверие аудитории. Дело не в том, на кого ты работаешь — а в том, кто ты и что ты сделал. Социальные сети дали нам линзу, сквозь которую можно смотреть на жизнь людей, от которых мы получаем новости. Эмоциональная связь с людьми всегда будет крепче, нежели связь с любой организацией или брендом.
ГАЗЕТЫ ОСОЗНАЮТ, ЧТО МОГУТ БЫТЬ ЛИДЕРАМИ В СВОИХ СООБЩЕСТВАХ
Марк КЕТЧЕС, редакционный директор Центра расследовательской журналистики, который включает California Watch и The Bay Citizen:
Газеты [...] поймут, что только отворачивают от себя большой процент аудитории, говоря им, что следует думать. Осознают, что вместо этого могут быть лидерами в своих сообществах, если будут привлекать аудиторию, модерировать форумы, организовывать события и дискуссии за круглым столом.
Традиционные СМИ будут пытаться наладить сотрудничество с некоммерческими организациями — они станут расширять отношения с неприбыльными общественными организациями, надеясь, что те помогут им осуществлять определенные процессы в журналистской работе.
Некоторые смекалистые медиа-компании поймут, что планшеты могут выполнять функции ресивера цифрового телевидения. Загрузив туда новостийные дополнения и обеспечив качественный контент, их можно давать в аренду на месяц, если подписчики не хотят тратить сотню долларов для покупки такого планшета.
Забудьте о втором экране (компьютере). 2013 год станет годом роста «третьего экрана» (мобильных устройств).
В 2013 ГОДУ МЕЙНСТРИМОМ СТАНЕТ ЖУРНАЛИСТИКА РЕШЕНИЙ
Лаура АМИКО, основатель и редактор Homicide Watch D.C. и исполнительный директор Glass Eye Media:
Недавно трагедия в начальной школе Сэнди Хук была в каждом выпуске новостей. Лица погибших, их истории были везде. И также все время появлялись вопросы: что дальше? как мы исцелимся? как предотвратить повторение чего-то подобного? и что мы можем сделать?
Глубина нашей печали равноценна потребности предотвращения таких трагедий. Разговоры о том, какие действия нужны, продолжаются в обществе — контроль ношения оружия, доступное лечение психических заболеваний, усиление охраны школ... Позитивный знак — что медиа не остались в стороне от этих разговоров. Уже меньше чем через неделю мы увидели презентацию исследований общественного мнения в The Washington Post, анализ от The Huffington Post, карту и таймлайн массовых убийств в Mother Jones, инфографику о контроле за оружием: срез по штатам от The Globe and Mail, факты о массовой стрельбе от The Washington Post’s WonkBlog и глубокое освещение трагедии в Christian Science Monitor, включая попытку помочь и найти ответы.
Это примеры зарождения нового мейнстрима — журналистика решений. Это журналистика, которая пытается построить контекст и объединить сообщество вокруг важного политического или эмоционально насыщенного события. Это журналистика, приобщающая к содержательному диалогу.
Мой прогноз на 2013-й: опыт, который мы приобрели, освещая трагедию Сэнди Хук, поможет нам улучшить подход к другим социальным проблемам в 2013 году — иммиграция, здравоохранение и контроль ношения оружия.
Журналистика решений — это сообщение и рассказ о путях решения проблем общества, предложение идей для изменений. Она строит сообщество, объединяет людей, дает инструменты для организации диалога, создает открытое пространство для разговора.
В 2013 ГОДУ ИНТЕРАКТИВНОЕ ВИДЕО В МЕДИА БУДЕТ ПРАВИЛОМ ХОРОШЕГО ТОНА
Дженнифер МАКМИЛАН, редактор сообществ в The Globe and Mail:
2012-й был годом общения в реальном времени с помощью видео — мы транслировали в Google наши встречи (через Google Hangouts), также запустился HuffPost Live. Оба ресурса проделали блестящую работу, демонстрируя потенциал интерактивного видео. Но понимание этого потенциала в разных СМИ очень разное, и использование видео требует совершенствования.
Мой прогноз, что в 2013 году интерактивное видео в медиа будет правилом хорошего тона. Если в конце 2013-го веб-сайт не предложит пользователям смотреть видеодебаты и взаимодействовать в реальном времени — он проиграет. Пользователи не хотят читать дискуссию или собственноручно набирать комментарий, если они просто могут смотреть в веб-камеру или айфон. Им нужен настоящий диалог и зрительный контакт друг с другом и с журналистами.
Видеобеседы и дебаты приобретают значение, они становятся умнее, более информативными и избирательными. В отличие от 24-часового вещания телеканалов, в распоряжении новостийных сайтов просто роскошь — выбирать моменты трансляции (например, как New York Times освещали ночь выборов). За минувший год в The Globe and Mail в рубрике «Вопросы и ответы» принимали участие различные эксперты: от ведущих политиков до экспертов по генетике. Да, есть много проблем с технологиями, но это невероятно, как далеко все зашло за короткое время. Пройдет еще немного времени, и каждый зарубежный корреспондент сможет сообщать новости в видео и при этом вживую общаться с читателями.
Медиа всегда прилагали усилия, чтобы предложить читателям способы, как стать больше, чем аудиторией, — стать частью живых дебатов, доносить информацию и распространять ее. 2013-й станет переломным годом, и читатели действительно станут кем-то более важным.
ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ ДУМАТЬ О «НОВОСТЯХ», ЖУРНАЛИСТЫ БУДУТ ЗАДУМЫВАТЬСЯ НАД АКЦЕНТАМИ
Хейди МУР, экономический редактор The Guardian:
Ньюсрумы прошли долгий путь: сначала это были деревянные столы с печатными машинками, спиртным в ящиках стола и журналистами и редакторами, которые бегали вокруг и решали, что же простой народ должен читать. В 2013 году станет совершенно понятно, что ньюсрум не может быть местом, где устанавливается новостийная картина дня, как это было столетие назад: события ежедневно отслеживались, делились на четкие абзацы, время от времени сопровождавшиеся графикой или позже звуком.
В 2013 году будет развиваться модель новой журналистики. Это уже не старая журналистика, основывающаяся на прибыли от продажи и планировании газеты. Мобильность убила эту модель.
Ньюсрумы уже не так сосредоточены на ежедневных новостях — потому что повестку дня уже не возможно формировать, новостийный цикл стал 24-часовым, ежеминутным. Теперь ньюсрум напоминает военную комнату или научную лабораторию, где команда исследователей думает, как найти контекст, подать, проиллюстрировать и распространить ключевую информацию, независимо от того, когда произошло событие, сегодня или нет.
Журналистам будут платить не за сенсации, а за контекст информации, за ее организацию в вид, который лучше всего подходит читателю, за презентацию на разных медиа-платформах. Домашняя страница новостийного сайта должна быть больше похожа на периодическую систему химических элементов, с ячейками полезной информации, которая сгруппирована по виду, а не по дате публикации. Это впоследствии заменит вертикальный и громоздкий формат «новость за новостью» многих современных сайтов, которые преимущественно руководствуются принципом «какие в данный момент новости?». Вместо того чтобы думать о «новостях», журналисты будут задумываться над акцентами... Рекламодатели, в свою очередь, будут иметь лучшее представление о целевой аудитории.
Журналист будет, используя эвфемизм, «информационным работником» или «идейным работником». Каждый в ньюсруме должен научиться, как ответственно работать с контентом: от программистов до инженеров, от копирайтеров до дизайнеров. Сейчас наблюдаем активное развитие мультимедийных ньюсрумов: журналисты «раскапывают» информацию и применяют «шаблон», наиболее подходящий для этой информации: интерактив, видео, аудио и тому подобное.
Выпуск газеты №:
№3, (2013)Section
Медиа