Что такое роялти?
или Творчество в процентном измерении
После выяснения отношений с радиостанциями, Украинская музыкальная издательская группа подала в суд на ряд украинских телеканалов за неуплату исполнителям музыкальных произведений и их представителям необходимого объема авторских отчислений.
Для большинства людей в нашей стране до сих пор остается неизвестным или во всяком случае странным то, что коммерческое использование результатов творческих поисков музыкантов, как отечественных, так и зарубежных, должно оплачиваться. В понятие «коммерческое использование» входит привлечение музыкальных произведений в деятельность не только телерадиокомпаний, а и предприятий сферы бытового обслуживания, развлечений, общественного питания, транспорта. На Западе такие выплаты уже давно стали нормой, и многие музыканты живут лишь за счет этих отчислений. Это цивилизованный подход — основанный на уважении к интеллектуальному труду и авторскому праву. В Украине нормы выплат в процентах утверждены законодательством и зафиксированы в Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 11 июля 2001 года, постановлении Кабинета Министров Украины «Об утверждении размера вознаграждения (роялти) за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм и порядка его выплаты» от 18 января 2003 года и другими нормативно-правовыми актами. На резонансной пресс-конференции, состоявшейся недавно по вопросам этих выплат, Независимой ассоциацией телерадиовещателей, в состав которой входит ряд украинских радиостанций, было заявлено о том, что с 19 февраля этого года наиболее популярные в Украине радиостанции вынуждены отказаться от трансляции песен некоторых российских исполнителей. Такое решение было вызвано рядом исков со стороны Украинской музыкальной издательской группы — УМИГ (которая в свою очередь представляет в стране интересы некоторых российских исполнителей) с требованием увеличить объемы авторских выплат. Теперь конфликт с радиостанциями, по словам директора Украинской музыкальной издательской группы Александра Кваши, почти исчерпан, но не исключено, что подобная участь постигнет и украинские телеканалы. «Ситуация с украинскими радиостанциями может повториться и с телевидением, потому что они также не осуществляют выплаты авторских наград. Уже есть даже несколько исков, хотя пока что нет решений. А ситуация, когда украинские радиостанции начали выдвигать ультиматумы, является, по моему мнению, не совсем корректной по отношению к музыкантам, продюсерам, авторам песен, исполнителям, ведь свой бизнес радиокомпании собственно на музыке и строят. Действия их представителей продиктованы эмоциями, а не законодательством. Но конфликт уже разрешается, и не в зале суда, а путем переговоров — также, я думаю, будет и с телеканалами. В Европе практика выплат авторских наград, в отличие от нашей страны, является обязательной, и если Украина все же хочет стать членом ЕС, она должна четко урегулировать эти вопросы», — комментирует Александр Кваша.
Некоторые специалисты по юриспруденции утверждают, что первопричину возникновения спора следует искать в законодательстве. Согласно упомянутого выше постановления Кабинета Министров Украины, механизм и порядок выплаты вознаграждения определяется двусторонним договором между пользователем и уполномоченной организацией коллективного управления, «юридические и физические лица, осуществляющие коммерческое использование фонограмм и видеограмм, самостоятельно начисляют суммы вознаграждения» и перечисляют его организациям коллективного управления. Кроме этого, юридические и физические лица предоставляют также в письменной форме сведения, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, в частности: относительно наименования использованных фонограмм и видеограмм, их производителей и исполнителей; продолжительности каждого произведения; объема доходов от деятельности, связанной с использованием этих объектов, или размера расходов на осуществление их использования и тому подобное. На основании этих данных организации коллективного управления распределяют полученные средства следующим образом: 50 процентов исполнителям, и 50 — производителям фонограмм и видеограмм.
Следовательно, правом собирать вознаграждение за использование объектов смежных прав, распределять и выплачивать его субъектам в соответствии с Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах» владеют организации коллективного управления. Среди них «Украинское агентство по авторским и смежным правам», «Агентство охраны прав исполнителей», «Украинский музыкальный альянс» и «Украинская лига музыкальных прав». В соответствии с заключенным между этими организациями договором, каждая из них осуществляет свою деятельность в отдельной сфере. Курированием телерадиопространством занимается «Украинский музыкальный альянс». Казалось бы, все достаточно просто и прозрачно, но, каждый, как известно, законодательные тезисы толкует по-своему, исходя из собственных интересов. Вячеслав Якубенко, медиа-адвокат, комментируя заявления организаций, утверждает: «Проблема касается исключительно вопроса авторского права, то есть гражданско-правовых отношений. Статья 433 Гражданского кодекса четко определяет, что музыкальные произведения являются объектом авторского права. Украинская музыкальная издательская группа получила право управления имущественными правами интеллектуальной собственности на произведения некоторых российских исполнителей. При этом «Группа» установила размер авторского вознаграждения больше, чем это сейчас принято на рынке. Нет сомнений, что УМИГ имеет такое право — право продавца — ведь цены при условиях рыночной экономики формируются свободно, учитывая соотношение спроса и предложения. Хотя действовала УМИГ довольно агрессивно, начиная не с переговоров, а с судебных исков. Поскольку «Группа» не является монополистом на рынке, очевидно, что в такой ситуации радиокомпании будут заключать соглашения с другими организациями по управлению авторскими правами. Если радиостанции не согласятся на ультиматум, то УМИГ, по моему мнению, вынуждена будет либо снизить размер авторского вознаграждения, либо постепенно уйти с рынка. Возможно, сами российские исполнители в дальнейшем будут заключать соглашения с другими агентствами, поскольку они не заинтересованы вовсе исчезнуть из украинского эфира.»
В то время, как УМИГ и радиостанции уже почти пришли к согласию, телеканалы ждут своей порции обвинений, ведь количество объектов интеллектуальной собственности, используемых в процессе их деятельности, также значительно, хотя они и говорят о полном соблюдении норм законодательства. Например, канал «OTV» выплачивает два процента доходов согласно заключенным с организациями коллективного управления договорам — отдельно за авторские права и за смежные. Ирина Власова, руководитель лицензионного отдела телеканала, не видит оснований для претензий со стороны УМИГ. А вот телеканал «Украина» о такой организации, как УМИГ, слышит чуть ли не впервые. Главный редактор Марина Миргородская сослалась на то, что статус УМИГ телеканалу не известен и отказалась комментировать объемы авторских выплат, осуществляемых телеканалом. Как в дальнейшем будут развиваться отношения между угрожающей УМИГ и украинским телевидением — покажет время. И суд, хотя это должен априори определять закон.
Выпуск газеты №:
№18, (2007)Section
Медиа