«Донбасс открывает глаза»
Главный редактор «Войска Украины» Валентин Буряченко — о специфике работы военного журналиста и героизме украинских бойцов![](/sites/default/files/main/articles/04122014/20buryachenko.jpg)
Главный редактор Центрального печатного органа Минобороны Украины «Войско Украины» Валентин Буряченко, вернувшись из командировки на Донбасс, рассказал о том, как террористы и российский спецназ устроили настоящую охоту за командой военных журналистов и их спецтехникой. Мастера пера и слова донимали врага своим креативом так, что те пообещали за их головы вознаграждение в 50 тысяч долларов. О войне за сердца людей, ужасах передовой, взаимовыручке, побратимстве и героизме украинских воинов Валентин Буряченко рассказал «Дню».
— Валентин Иванович, в зоне АТО, а в сущности, на войне, с начала конфликта работает немало журналистов. Какова роль военных корреспондентов?
— Работа военных журналистов отличается от работы наших гражданских коллег, для которых основной задачей является поддержание информационных запросов собственной аудитории, тем, что военное командование привлекает нас для работы с людьми в прифронтовых населенных пунктах, а также для проведения информационно-психологических операций. Ведь из того, как будет относиться к военным местное население, вытекает и настроение украинских воинов. Если военные будут чувствовать, что они недаром рискуют собственной жизнью, то их моральный и боевой дух будет становиться крепче, будут добавляться силы и воодушевление защищать родную землю.
В конце сентября Путин отвесил своеобразный комплимент украинскому информационному сопротивлению. Он поставил своим военным задачу подавить нас. Но для них не так все сложилось, как думалось. Хотя у нас и хуже обеспечение, хотя и учимся в процессе, мы берем врага креативом, воюем не числом, а умением. Расскажу об одном из таких случаев. Мы попросили военное командование расконсервировать для нас советские звуковые станции на базе БТР-80. В нашем секторе их работало две. Но даже эти две станции донимали россиян настолько, что они устроили на них настоящую охоту. Дошло до вознаграждения в 50 тысяч долларов тому, кто уничтожит нашу звуковую машину. Чего же боялись российские информационные войска? Экипаж звуковой станции — необычный. Мы подобрали специально наученную команду, садились на броню, ставили, например, украиноязычные песни и курсировали по улицам прифронтовых городов. Так сказать, вызывали на себя огонь патриотизма. После каждого рейда мы анализировали процент людей, которые положительно нас воспринимали. С каждым рейдом процент сторонников Украины увеличивался.
— Что, по вашему мнению, является самым большим ужасом этой войны?
— У войны два цвета: черный и белый. Точно так же среди эмоций преобладают чувства неописуемой радости и неописуемого ужаса. Мы радовались малейшей благодарности от народа и приходили в ужас от зверств изуверов. Когда находились в Дебальцево, где сейчас работает мониторинговая комиссия, для пресс-центра АТО подарили микроавтобус. По пути в Дебальцево мы остановились у красивого озера. И только хотели порыбачить, как почувствовали ужасную резкую вонь. Оказывается, это было то озеро, куда террористы сбрасывали труппы убитых и замученных ими людей. Там до сих пор находят труппы, целыми семьями находят. Эти зверства российских наемников никогда не будут оправданы в глазах человечества. Как и то, что они делают, когда отступают. Во всех без исключения освобожденных украинской армией городах террористы заминировали школы, детские сады, жилища обычных людей. Делали это для того, чтобы потом все свернуть на украинцев. Их цинизм относительно гражданского населения просто поражает. Все больше местного люда это понимает, поэтому мы победим.
— Как главный редактор Центрального издания Минобороны, что вы можете сказать о ситуации с информационным голодом на освобожденных территориях?
— В том же Дебальцево в центре, около городского совета, есть огромный заброшенный пустырь, на том пустыре стоит камень, а на камне высечена дата — 1989 год, и надпись: «На этом месте будет построен памятник нашему земляку, великому поэту Владимиру Сосюре». До сих пор строят! Это лирическое отступление для того, чтобы все поняли менталитет жителей Донбасса. Десятилетиями Донбасс не видел украиноязычную продукцию, десятилетиями им вбивали в голову враждебную антиукраинскую пропаганду. Сегодня, как ни странно, Донбасс очищается и открывает глаза. Хотя проблем до сих пор хватает. Например, даже сейчас там нереально купить украиноязычную прессу. Даже в освобожденных украинской армией городах продают периодику из временно оккупированных Донецка и Луганска. Поэтому нашей задачей является и то, чтобы прекратить это безобразие. Еще один из минусов — отсутствие регионального телевидения, через которое мы бы могли доносить правильную информацию до местного населения.
— Как живут и воюют там наши защитники?
— Фронтовики сетуют на тыловое обеспечение. Оно действительно хромает, но очень помогают волонтеры. Если бы не они, то эта война носила бы другой характер. А вот для эффективной войны хватает всего — нет проблем ни с соляркой, ни с оружием, ни с боеприпасами. Воюя в часто тяжелых условиях, наши воины демонстрируют несказанное мужество. Каждый поступок наших военных — героический. Нам приходилось писать о солдате, который, находясь в окружении под Иловайском, вынес на себе больше двух миллионов гривен. Он уже видел в 200 метрах от себя российские танки, слышал их говор, но вытянул из бронежилета пластину и засунул туда деньги. Он мог этого не делать, мог их сжечь, как это предусмотрено в инструкции, но он решил спасти деньги для армии. Этого солдата зовут Сергей Добренький, он боец 39-го батальона территориальной обороны, он — герой. Благодаря таким людям мы сдерживаем российскую агрессию и благодаря им Украина победит.
Выпуск газеты №:
№229, (2014)Section
Медиа