Перейти к основному содержанию

Экскурс в психологию творчества

25 апреля, 16:30
КАДР ИЗ ФИЛЬМА ФРЭНСИСА ФОРДА КОППОЛЫ «МЕЖДУ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»

Ночью с 28 на 29 апреля, в 00.30 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-Кино» и фильм режиссера Френсиса Форда Копполы «Между».

«Между» — последний фильм одного из живых классиков мирового кинематографа, звезды Нового Голливуда, режиссера «Крестного отца», «Разговора» и «Апокалипсиса сегодня» Френсиса Форда Копполы.

В кинокартине речь идет о писателе, который потерял вдохновение. Он оказывается в провинциальном городке, где пытается разгадать тайну серии убийств. Во сне же ему все время является привидение окровавленной девочки с посланием, и не только. Возможно, когда писатель распутает загадочный клубок, сможет наконец преодолеть творческий кризис и написать новую книгу — о вампирах, потусторонней жизни и об Эдгаре По?

В оригинале фильм Копполы называется Twixt. Как говорит сам мастер — это древнеанглийская языковая архаическая форма, которая использовалась, по всей вероятности, лет двести назад. Twixt — между. Это слово очаровало, заинтриговало Копполу. Он прочувствовал его как «между жизнью и смертью», как «между молодостью и старостью». И в результате этот фильм — «между сном и реальностью». А кинокарьера самого Копполы, как он говорит, едва ли не постоянно была «между успехом и провалом». А еще ему в театре всегда нравилось пространство между занавесом и задней стеной — своего рода волшебное, сумеречное пространство, где иногда реальности в действительности больше, чем собственно в реальном мире. Отсюда и название для киноленты, название, которым дышит, в конечном итоге, и весь ее сюжет.

Когда Коппола только начинал работу над фильмом, то высказался в том духе, что это будет сочетание готического романа, крайне личной для него истории, а также отчасти дань жанру хоррора, с которого он в 1960-х начинал карьеру, работая под крылом фабриканта малобюджетных лент, продюсера и режиссера Роджера Кормена.

Хотя Коппола не верит в жанры. На фильмы ужасов, комедии, романтические истории или триллеры ленты для удобства делят сами дистрибьюторы, прокатчики. По мнению Копполы, «жизнь как она есть — это фильм ужасов, но в то же время и комедия, и история любви, и, безусловно, триллер».

Трудно не согласиться. В случае же с фильмом «Между» режиссер просто увидел сон, который походил на готический роман, и который ему интересно было сделать в той форме и того типа, как в молодости, когда получить работу молодому режиссеру было проще всего, согласившись снимать ужастики.

«Между» — кино достаточно непростое для восприятия, фильм-загадка, глубоко пронизанный мотивами творчества знаменитого американского писателя-романтика Эдгара Аллана По. Вообще, это кино является своеобразным экскурсом в психологию творчества, является попыткой автора, то есть Копполы, посредством собственного фильма проговорить довольно сложные вещи и, возможно, познать их, утвердиться в догадках, а затем, возможно, снова засомневаться.

Стоит лишь добавить, что Коппола этот свой фильм, как и предыдущие два («Молодость без молодости» и «Тетро») создавал, как говорится, в попытке отказаться от себя прежнего. Ведь он наконец имеет возможность ни от кого не зависеть, самостоятельно финансировать свое кино и делать его за небольшие бюджеты — максимально минималистически, ну почти как в студенческие годы — своеобразный вызов: насколько, мол, я молод и что в действительности могу?.. При случае, о позднем творчестве Копполы, о поиске им своеобразного эликсира молодости будет идти речь в специальном сюжете программы.

В любом случае, Френсис Форд Коппола создал очень личный, свободный от внешних обязательств, мрачный, экстраординарный, жуткий и противоречивый фильм с большим уважением к творчеству и фигуре Эдгара Аллана По, а также созвучный самой натуре этого тревожного и беспокойного писателя и поэта. И если Коппола, по собственному признанию, «Крестного отца» снимал «о завещании», «Разговор» — «об одиночестве», то ленту «Между» — «об утрате»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать