Европа дрожит
В ночь с 20 на 21 апреля в 01.20 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент кино» и фильм режиссера Эмануэле Криалезе «Материк»
Итальянское кино, лента режиссера Эмануэле Криалезе «Материк» — правдивая драма, наполненная неподдельным жизненным дыханием, в котором хватает места и комедийным мотивам, и мелодраматическим, и напряжению настоящего триллера.
Главные герои «Материка» — это рыбацкая семья из сицилийского острова Лампедуза: дед, его невестка-вдова и двадцатилетний внук. Жизнь их непростая. А здесь появляется еще и сложная моральная проблема: помочь нелегальным иммигрантам, попавшим в беду, или подчиниться закону и сообщить о них полиции?
Собственно, специальный сюжет в программе и будет посвящен освещению европейской проблемы мигрантов в европейском же кинематографе.
Интересной и приметной является жизненная и творческая история постановщика фильма «Материк» Эмануэле Криалезе. Он родился в Риме, а в 1991 году переехал в Соединенные Штаты, где в Нью-Йоркском университете учился кинорежиссуре. Там же в 1997-м снял свою первую полнометражную и фестивально успешную ленту «Когда-то мы были чужестранцами». Картина англоязычная. Но вскоре Криалезе возвращается на родину. Более того, он находит то место, ту свою художественную территорию, которая его вдохновляет на новое творчество — и это земля предков, Сицилия, в частности тамошний небольшой остров Лампедуза.
Там, на Лампедузе, Криалезе, во время съемок своей второй ленты «Я дышу», получившей на Каннском фестивале гран-при «Еженедельника критики» и приз публики, нашел и своего с тех пор любимого актера Филиппо Пучилло...
Ну и, естественно, картина «Материк» — это Лампедуза. И этот фильм, как сразу же справедливо заметили критики, абсолютно рифмуется со знаменитой лентой неореализма Лукино Висконти «Земля дрожит». (Даже названия созвучны — Terraferma и La terra trema). В обеих картинах события разворачиваются на сицилийском острове среди рыбаков. И Висконти свыше 60 лет тому назад рассказывал об упадке рыбацкой профессии, и — в своем сюжете — Криалезе продолжает на собственном киноязыке в новом уже времени говорить фактически о том же. Разве что обстоятельства изменились. К рыбакам пришли новые испытания — из-за волны туристического бума с Севера и волны нелегальной иммиграции с Юга, из Африки. Ведь в 2000-х Лампедуза буквально превратилась в такой себе «перевалочный пункт» для нелегалов, которые приплывали туда в переполненных лодках в надежде начать в Италии новую счастливую жизнь.
«Материк» снят в достаточно быстром темпе. Фильм не дает времени для передышки и спокойного осмысления событий, для одновременной с пересмотром рефлексии. Поэтому готовьтесь к сугубо эмоциональному восприятию. Но каждый раз такой темп, такая форма полностью резонируют с содержанием. Героям киноповествования также некогда перевести дух — они постоянно вынуждены принимать сложные решения, обусловленные их же недавними поступками.
Итак, Terrafermа — «Материк», кино о людях — о тех людях, которые оказываются беспомощными в определенных жизненных ситуациях, но, невзирая ни на что, способными на милосердие и сочувствие.
В 2011 году Эмануэле Криалезе за этот свой фильм получил сразу три награды Венецианского кинофестиваля — Специальный приз жюри, Премию Пасинетти за лучший фильм, а также премию ЮНИСЕФ, фонда ООН, который занимается улучшением состояния здоровья, питания и условий жизни детей.
Фото предоставлено программой «Аргумент кино».
Выпуск газеты №:
№71, (2014)Section
Медиа