Перейти к основному содержанию

«Форс-мажорное» постановление

Разговоры во время бюджетного процесса об освещении деятельности парламента являются попыткой политического давления, считает президент НТКУ Александр Савенко
10 октября, 00:00
На прошлой неделе в парламенте руководители государственных медиа-структур отчитывались о ходе выполнения Постановления Верховной Рады Украины «О порядке освещения работы четвертой сессии Верховной Рады Украины четвертого созыва». Уже традиционно в адрес президента Национальной телекомпании Украины раздавались — преимущественно, со стороны оппозиционных депутатов — обвинения относительно невыполнения ряда пунктов этого постановления; неравномерного освещения деятельности различных парламентских фракций и тому подобное. «День» предложил президенту НТКУ Александру САВЕНКО прокомментировать сложившуюся ситуацию:

— Мы широко освещали, освещаем и будем освещать деятельность ВР. Нет ни одного дня, когда бы эта тема не затрагивалась в информационных выпусках. И свою деятельность, и решения, принимающиеся и обсуждающиеся, в дни работы сессии ВР комментируют представители различных партий, политических групп. Кроме того, мы на собственные средства делаем сегодня программу «Рада. Парламентский вестник» (45 минут по субботам), где представители большинства, меньшинства, внефракционные депутаты анализируют работу парламента за неделю. Наш профессиональный долг — освещать деятельность всех ветвей власти. И мы руководствуемся действующим законодательством, где определен порядок освещения деятельности органов государственной власти. Мы транслируем дни правительства в парламенте, парламентские слушания и т.д. В Законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти...» определено, сколько это должно занимать времени в процентах. Скажем, освещение деятельности ВР Украины — в пределах трех процентов от годового объема времени общенационального канала, на котором осуществляется вещание (ст. 9). Но если проанализировать цифры, например, за прошлый год, то освещение деятельности Кабинета Министров составило 0,3 %, деятельности Президента — 0,7 %, а ВР — вдвое больше, чем Кабинета Министров и Президента.

— Почему же тогда раздаются обвинения в адрес НТКУ о неполном выполнении постановления ВР?

— Народных депутатов — 450, и я понимаю, что они хотят рассказывать о своей работе. Но ведь мы — не парламентский канал, функция государственной Национальной телекомпании заключается в ином. Мы выполняем функции общественного ТВ. И даже невооруженным глазом можно увидеть, что кого-кого, а депутатов у нас в эфире, мягко говоря, немало. Они же выступают не только в информационных программах и в нашей парламентской программе, но, например, и в программах «Саме Той», «Наголос», «Четверта влада» и т.д. Причина заключается в другом. Я глубоко убежден, что не смогу дать лучшей оценки, чем та, которую дал Президент нашего государства Леонид Данилович Кучма на одной из пресс-конференций. Он сказал, что нельзя постановлениями регулировать действующее законодательство. Например, в третьем и четвертом пунктах постановления ВР поручено в дни пленарных заседаний сессии (вторник, среда, четверг и пятница) организовать телевизионные программы с участием представителей парламентских фракций в промежутке между 19-м и 20 м часом продолжительностью 45 минут. Но эти пункты постановления нарушают статью 6 Закона Украины «О телевидении и радиовещании», в которой сказано, что вмешательство в творческую деятельность телерадиокомпаний запрещается — то есть за нашу дирекцию программ определяют день, время и хронометраж передач. В том же пункте шестом того же постановления говорится об освещении деятельности народных депутатов в газете ВР «Голос України», где не сказано о том, что в этой газете, например, на третьей странице отводится 450 строк одной тематике, на четвертой — 250 строк другой... И чтобы не больше и не меньше, и с такой-то регулярностью. Почему используются такие двойные стандарты? Это же в конечном итоге право журналистского творческого коллектива — определять, что и каким образом освещать. К тому же сама схема размещения государственного заказа Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания не отработана, этой схемы просто нет. Есть и другие юридические коллизии — например, телерадиокомпания «Рада», передавая нам уже изготовленный ею продукт, еще нам и платит деньги за использование технических средств. Это фактически называется субарендой канала (что запрещено по закону).

— Чем, по вашему мнению, может закончиться это противостояние между ВР и НТКУ?

— Я думаю, что вообще-то должен победить здравый смысл. В первую очередь ВР должна следить за соблюдением действующего законодательства. А сейчас мне как- то даже неудобно комментировать, что в одном предложении постановления ВР трижды нарушается ею же принятый закон. Если говорить о том, что у нас могут забрать то ли 45 минут, то ли час эфирного времени, то такое решение может принять только Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. Главный принцип, которым он руководствуется: одни канал — один вещатель. Теперь он также нарушен: с 6.00 до 9.00 и с 23.00 до 1.18 на частоте Первого Национального работает ТРК «Эра». Если Нацсовет примет решение, чтобы забрать у нас, скажем, еще час, то мы будем оспаривать это в судебном порядке, потому что это означает просто убить канал. К тому же, принимая упомянутое постановление, никто из народных депутатов не поинтересовался, а что в это время демонстрируется на наших экранах, есть ли у нас какие-то соглашения с нашими партнерами. Не имеет значения, с кем заключено то или иное соглашение, оно просто есть. Я думаю, что то или иное постановление, какая бы ветвь власти его не принимала, не должно быть тем форс-мажорным обстоятельством, которое усложняет и без того непростую финансовую ситуацию НТКУ.

— А какая сумма в бюджете нужна, чтобы можно было обеспечить полноценное функционирование НТКУ? И как вы расцениваете претензии народных депутатов к вам именно в контексте хронического недофинансирования Национальной телекомпании?

— Наша минимальная потребность — чтобы мы могли действовать, как положено, согласно тем объемам вещания, которые мы выполняем, — где-то 116 млн. гривен. Фактически в прошлом году мы получили 18,7 млн. грн. (хотя предусматривалось 30 млн.). Не без участия народных депутатов финансирование из года в год уменьшалось. Хотя нам только на содержание аппаратно-студийного комплекса по ул. Мельникова, 42 необходимо 19 млн. грн. И я думаю, что если упомянутые разговоры заводят во время прохождения через ВР бюджета, то, конечно, это — и попытка политического давления: «Раз ты не хочешь делать так, как мы требуем, значит, мы будем срезать бюджетное финансирование». Это, мне кажется, — абсурдная позиция.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать