Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Где начинается Европа?

О четырех днях в городе иностранцев и Рождества
18 декабря, 17:24

В отличие от некоторых других европейских столиц, в Брюсселе почти не чувствуется ностальгии по имперским временам. Напротив — здесь господствует дух демократизма, прагматизма и направленности в будущее. По крайней мере, такое впечатление создалось у автора этих строк на протяжении четырехдневного путешествия по этому городу в рамках пресс-тура, посвященного очередной встречи министров иностранных дел стран-членов НАТО, которая состоялась здесь недавно.

♦ Бельгия — одна из стран Бенилюкса,  не самого ли индустриализованного и экономически развитого региона Европы. Собственно, независимым государством она стала сравнительно недавно — в первой половине ХІХ века. Однако есть у нее и своя непродолжительная колониальная история — бельгийская власть на территории современной Демократической Республики Конго появилась в конце ХІХ века и просуществовала до середины ХХ. Сегодня же на улицах Брюсселя можно увидеть немало чернокожих бельгийцев — вероятно, выходцев из тех краев, а также из французских колоний.

♦ Стремление ко всему новому отобразилось и на местной архитектуре. Собственно, именно этому городу обязан своим названием феномен «брюсселизации» — процесс хаотичной застройки, которая сопровождается неконтролированным снесением исторических зданий. Украина проходит через это в настоящее время, но Брюссель в 1960—1970 годах «отличился» первым. Сегодня в центре города между образцами готической и барокковой архитектуры и в самом деле можно увидеть много современных зданий, однако, по крайней мере, для глаза киевлянина никакого дискомфорта это не вызывает. Кроме того, в Брюсселе есть немало замечательных домов, созданных в конце ХІХ — начале ХХ веков пионерами модерна, в частности Виктором Ортом.

♦ Брюссель довольно сильно отличается от других регионов страны. Франкоязычный анклав внутри Фландрии  имеет древние космополитические традиции и всегда привлекал дипломатов и беженцев. Поскольку сегодня в городе расположены руководящие органы ЕС, НАТО и других международных организаций, четверть его населения составляют иностранцы. В центральной части города можно, похоже, встретить только туристов и офисных работников. Уже в восьмом часу вечера, если отойти немножко в сторону от кварталов с ресторанчиками и сувенирными магазинами, где собираются туристы, наталкиваешься на опустевшие улицы. В целом жители этой «столицы объединенной Европы» имеют мало общего с нашими стереотипами относительно европейцев — они курят сигареты в публичных местах, постоянно переходят улицу на красный свет и часто забывают надеть намордники своим собакам. И все это касается не только эмигрантов, но белых и, судя по внешнему виду, небедных граждан. Непосвященному человеку непросто разобраться и в отношениях между разными этническими и социальными группами Брюсселя. По крайней мере, ожидаемых признаков вражды между валлонами и фламандцами на протяжении четырех дней наблюдать не пришлось. Зато франкоязычный продавец в книжном магазине по моей просьбе показать книгу с местными народными сказками настойчиво делал вид, что не понимает английского. Возможно, дала о себе знать французская враждебность к английскому, а может быть, местным просто поднадоело засилье иностранцев. Однако в общем брюссельцы — доброжелательные и приветливые люди. Еще за месяц до Рождества в городе уже господствует праздничная атмосфера. Дома украшают ленты и иллюминация, а на Гран-Плас, центральной исторической площади Брюсселя, кроме елки, которую, кстати, в этот раз городу подарила Рига, были установлены и рождественские ясли. За несколько дней после нашего отъезда, появилась новость о том, что эти симпатичные вифлеемские ясли разгромили «политические активисты». Интересно, что «протестовали» они не против христианских традиций, а против социальной политики бельгийской власти.

♦ К сожалению, исследовать город более досконально недоставало времени. Только в последний день, после всех брифингов и встреч, удалось вырваться и вдоволь походить уже по ночному Брюсселю — к счастью, вылет в Киев на следующий день был не очень рано. Однако главной целью нашей поездки была штаб-квартира НАТО. Она расположилась в громадном, но скромном помещении бывшего госпиталя на окраине Брюсселя. Собственно, идет речь о настоящем отдельном квартале, защищенном ограждением с колючей проволоки и бетонных блоков. К слову, на противоположной стороне улицы уже почти завершено строительство нового футуристического здания штаб-квартиры.

♦ В день приезда министров пришлось наблюдать автоматчиков и снайперов на крышах, похожих, правда, больше на бойцов охранительной компании, чем на военных. Но больше всего, что поразило в НАТО, — внимание к прессе. Сразу заметно, что западные военные давно осознали истину о том, что информационное обеспечение, диалог армии с обществом и международным сообществом не менее важно, а иногда и важнее, чем современное вооружение и боевая подготовка. Для журналистов в штаб-квартире НАТО создали все условия. Огромный пресс-центр оснащен телефонами для бесплатных звонков в любую страну мира. Лишь только генсек заканчивает говорить, секретариат раздает пресс-релиз с его речью. На каждое аналогичное мероприятие НАТО приглашает значительное количество журналистов со всего мира, оплачивая им проезд и проживание. Интересно, что в Брюссель зовут не только представителей лояльных изданий, но и тех, кто относится к политике Альянса критически, иногда даже откровенно враждебно. Понятно, что все события сопровождаются суровыми мерами безопасности, однако особенных неудобств это не создает.

♦ Для украинской делегации в НАТО подготовили особенную программу. Чиновники, ответственные за работу вновь созданных трастовых фондов, направленных на поддержку Вооруженных сил Украины, организовали специальные презентации. А Генсек Энс Столтенберг провел для украинских журналистов круглый стол. Хотя длился он недолго, около 20 минут, но это было, по-видимому,  наиболее интересное мероприятие всей программы. Предварительно нас, восьмерых человек, завели в отдельную комнату, где служебная собака обнюхала наши личные вещи. Очевидно, искали взрывчатку, хотя излишне говорить о том, что попасть на территорию штаб-квартиры можно только после тщательного осмотра. Генсек зашел в сопровождении нескольких помощников и после короткой вступительной речи начал отвечать на вопросы. Понятно, что все они касались сотрудничества Украины и НАТО, перспектив вступления в Альянс и тому подобное. Как известно, Столтенберг озвучил в эти дни несколько важных месседжей для Украины, однако вытянуть из него еще хотя бы предложение, кажется,  было просто невозможным — в привычной манере дипломата он повторял несколько тех же самых позиций, как будто каждое слово было предварительно согласовано со всеми 28 странами-членами. Вообще получить в НАТО новую информацию,  какие-то детали относительно будущих решений можно, по большей части, только из анонимных источников — многочисленные советники и должностные лица не прочь пообщаться с журналистами в кулуарах, но обычно просят не вспоминать свое имя. Случился с нами в пресс-центре и смешной случай — на второй день со стола коллеги исчез украинский флаг. Первая версия у всех была одинакова (в штаб-квартиру среди других прибыла и большая делегация российских журналистов), однако потом выяснилось, что флаг взяли... охранники. Почему — не объяснили. Через несколько часов его с извинениями вернули. В целом же к украинцам в настоящее время отношение особенно приязненное — и не только в штаб-квартире НАТО, но и на улицах Брюсселя. Жители этого города, в котором дипломаты сегодня пытаются разрешать мировые проблемы, кажется, особенно заангажированы в вопросах международной политики. По крайней мере, где находится Украина, не спрашивает никто, а местные торговцы, услышав это слово, без колебаний снижают цену.

Благодарим за содействие в организации путешествия Центру информации и документации НАТО в Украине

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать