Гостеприимство как профессия

Виктория ЗАБУЛОНСКАЯ — главный редактор утренней программы «Подъем» на «Новом канале», она же занимается подбором гостей для очередного выпуска. Ее забота — найти и окружить вниманием интересных людей, которые украсят утро зрителя «Подъема». Понаблюдав за ее кипучей деятельностью, делаешь вывод: на этой работе надо быть гением общения, прирожденным дипломатом и состязаться в изобретательности с журналистами. Первая доблесть гостевого редактора — пухлая записная книжка. Другие профессиональные секреты — в интервью Виктории.
— Для чего все же существуют гостевые редакторы на телевидении?
— Может, не всегда это было выделено в специализацию, но ни одна передача без человека, который занимается подбором гостей, обойтись не может. Прежде всего, гостевой редактор — это первый, кто общается с будущим гостем, проводит своеобразный кастинг. А главная его задача — предвидеть, какой гость впишется в формат программы. Кроме того, очень важно выдержать пропорцию гостей интересных и узнаваемых. В рабочей суете важно не забыть, что от первой встречи зависит поведение гостя перед камерой, насколько он готов принять нашу игру. Гость проникается нашим трепетным отношением к ведущему — хозяину студии, а ведущий — симпатией к гостю. Тогда интервью складывается.
— Кого точно не стоит пускать в эфир?
— Точно знаю, что нельзя приглашать человека с негативной энергетикой. Плохое настроение сразу передается и зрителю. Наоборот, ценятся люди с позитивным взглядом на жизнь. Неважно, это мама, которая талантливо воспитывает своего ребенка, или удачливый бизнесмен. Как определяю настрой? Интуитивно
— Как вы все-таки «сортируете клиентов»? Что такое форматность гостя?
— Например, в утренней развлекательной программе не место негативной информации. И криминалисты вряд ли придутся ко двору, информация о трупах — не для начала дня. Другое дело — метеоролог, ведь каждый начинает день, выглядывая за окно. В его глаза могут посмотреть потребители информации о погоде и узнать о точных либо эфемерных технологиях Гидрометеоцентра. В «Подъеме» вообще много таких изюминок.
— Как же вы находите содержательных собеседников?
— Об интересных людях можно узнать из прессы, подсмотреть в других программах, в кулуарах светских раутов, просто болтая с друзьями. Важно услышать нужное слово — дальше дело профессионального подхода. Конечно, есть и свои коммерческие тайны. Не обязательно знать лично Константина Райкина. Но важно поддерживать контакты с теми, кто оперативно предупредит, когда он будет в Киеве. Знаменитости — вообще отдельная тема. Тут не надо решать, поддержат ли они формат твоей программы. Скорее, задача обратная — сделать популярную личность органичной для нашего эфира.
— Многие, наверно, замечают, что на телеканалах тасуется одна «колода»? Гостевые редакторы плохо работают или звезд действительно немного?
— Не вижу в этом проблемы. Людям интересны популярные лица. Другое дело, что неплохо бы придумать нестандартный ход для каждого гостя. Например, недавно «Подъем» принимал в гостях Дмитрия Нагиева. Ведущая Маша Ефросинина, не затрагивая навязшую на зубах тему программы «Окна», показала зрителям, что если между мужчиной и женщиной происходит игра, то кому же знать ее правила, как не актеру, который всегда играет.
— Какие хитрости идут в ход, если знаменитость капризничает?
— Гостевому редактору надо быть готовым к любому разговору. Если поведение выстроено правильно, конфликтов можно избежать. Даже звезды, которые слывут скандальными, меняют стиль поведения, если взывать к их интеллигентности и воспитанности. Кроме того, не стоит забывать, что мы работаем в прямом эфире, и это дисциплинирует. А для гостей, которых пугает ранний подъем, у меня заготовлен железный аргумент — день, начавшийся с раннего эфира, точно будет гораздо длиннее, чем предыдущие.
Выпуск газеты №:
№77, (2004)Section
Медиа