Григорий ТЫЧИНА: «ТЕТ станет бизнесом в чистом виде»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040220/430-17-1_0.jpg)
— Недавно на брифинге в Киеве вы заявили, что ТЕТ по определению — «новейший национальный канал». Не слишком ли громкая заявка, если учитывать, что ситуация на украинском телевизионном рынке «законсервирована» (так, во всяком случае, ее оценивают руководители каналов-лидеров)?
— Я употребил определение «новейший национальный» с известной долей юмора. Просто в ближайшие недели потенциальное покрытие ТЕТа практически сравняется с покрытием ряда каналов, которые назвали себя новыми национальными. Мне оставалось сказать, что мы — новейший национальный канал. Я считаю, что имею все основания для того, чтобы это заявлять. На сегодняшний день телекомпания ТЕТ работает в эфирном вещании 45 городов Украины (хотя еще в начале декабря 2003 г. их было только 25). В течение нескольких ближайших недель к ним будет присоединено еще одиннадцать городов, итого — 56. Это все, без исключения, областные центры, все города с населением более 200 тысяч человек и ряд более мелких городов. Таким образом, потенциальная аудитория ТЕТа, то есть количество людей, которые у себя дома смогут технически принять наш канал, достигнет 63% населения Украины (на сегодня — 55%). Очень динамично в последнее время начала прирастать и доля аудитории нашего канала. Если в декабре прошлого года доля ТЕТа в целом по Украине составляла 0,68%, то уже за 11 дней февраля она перевалила за единицу — 1,03%. То есть прирост составил фактически 50%. Цифры пока невысокие. Но, с другой стороны, есть динамика. Кроме того, единица — это уже серьезная заявка. Это цифра, которая показывает, что канал состоялся. Что он не эфемерный, а реальный.
— А с чем, кроме расширения сети вещания, вы связываете рост популярности канала?
— Еще один немаловажный фактор — решена ситуация на главном рынке, киевском. С конца декабря мы полностью разошлись с телекомпанией «Киев», с которой долгое время сосуществовали на одной частоте, и перешли на частоту 42-го канала. Нам удалось договориться с крупнейшим киевским оператором кабельного ТВ — компанией «Воля» и еще с несколь кими операторами, работающими на столичном рынке. И на сегодняшний день сигнал ТЕТа присутствует в узкополосной сети компании «Воля» (то есть в той, которая доступна большинству жителей Киева, а не только жителям отдельных районов) и в пакетах всех остальных кабельных операторов. А из тех, кто смотрел телевизор через эфирную антенну, по нашим данным, процентов 87 — 90 уже настроило телевизоры на 42-й канал и смотрят ТЕТ на отдельной частоте.
Плюс еще один фактор, тесно связанный с предыдущим: на данный момент мы существенно улучшили ситуацию с программированием канала. До «развода» с ТРК «Киев» программироваться было практически невозможно. Потому что было чередование вещания компаний на одной частоте. К примеру, четыре часа работает одна компания, четыре часа — другая. На следующий день — наоборот: в то время, в которое работал ТЕТ, уже начинал работать «Киев». То есть ни нормальной программной политики, ни нормальной рекламной политики мы вести, к сожалению, не могли. Сейчас, когда мы получили в распоряжение в Киеве 42-й канал, вы видите, каким образом изменилась сетка ТЕТа. Несколько линеек кино, линейки сериалов, линейки мультфильмов, хорошие проекты собственного производства: все это не замедлило сказаться на динамике роста доли канала.
— Однако все это — только начало? Ведь вы заявили о том, что планируете увеличить свою долю аудитории в несколько раз …
— Действительно, все те позитивные перемены, уже сейчас происходящие, носят переходной характер. После обсуждения разных вариантов развития канала мы пришли к мнению, что он должен занять определенную нишу. И выбрали нишу молодежного развлекательного канала. Ядром своей аудитории нам хотелось бы видеть зрителей возраста от 14 до 30 лет. Что мы намереваемся им предложить? Во-первых, мы договорились о сотрудничестве с московским каналом СТС, занимающим в России ту же нишу, которую в Украине намеревается занять ТЕТ. И мы хотим получить достаточно крупный пакет программ производства СТС, которые, как нам кажется, очень неплохо пойдут на обновленном ТЕТе. Мы рассчитываем на элемент новизны и эксклюзивности. Ведь СТС в Украине практически неизвестен, а проекты там идут хорошие. Например, «Истории в деталях» — ежедневная программа, в которой представлены две истории о жизни звезд мировой культуры, эстрадных исполнителей, актеров, режиссеров и т.д. (одним словом, знаменитостей). Мы на ТЕТе принимаем СТС, и я сам ежедневно ее с удовольствием смотрю. Еще один проект — хорошо знакомая, но в последние годы украинским зрителям недоступная «О.С.П.-студия». Думаю, зрители будут снова с удовольствием смотреть на своих любимых персонажей. Или программа «Детали» — интервью со звездами в студии. Плюс еще ряд проектов.
— Это и будет основой «новейшего национального» канала?
— Не только. Это, скажем так, один из столпов, на которых будет стоять ТЕТ. Помимо этого, естественно, — качественный кинопоказ (молодежное кино и сериалы российского и западного производства) и собственное производство.
В любом случае, теперь мы будем исходить только из интересов нашей новой целевой аудитории. ТЕТ — это коммерческий проект, а не политический инструмент. Мы понимаем, в каком состоянии мы находимся сейчас. У нас есть цель, к которой мы должны прийти. Все это выражено в пунктах рейтингов, на которые мы рассчитываем, и прогнозируемых расходах, которые придется осуществить каналу для того, чтобы этих цифр достичь. С другой стороны, мы понимаем, какую долю аудитории мы потенциально готовы завоевать, и, соответственно, каковы могут быть поступления от рекламы на канал.
— То есть реально можно говорить вообще о новой тенденции на украинском телевизионном рынке (поскольку давно принято считать, что в Украине ТВ — это не бизнес, а как раз политический инструмент)?
— Да. ТЕТ станет бизнесом в чистом виде. Несмотря на то, что еще какое-то время назад ТВ в Украине не рассматривалось как бизнес, сегодня наблюдаются именно такие тенденции. Преимущества очевидны: при развитии ситуации по такому сценарию будут понятны законы, по которым развивается рынок; какие деньги играют на этом рынке; какие доли аудитории имеют каналы. Но, с другой стороны, любой бизнес — это риск. Поэтому кроме денег, без которых канал построить невозможно, нужен эффективный менеджмент и продуманные программные решения.
— Последние, как вы уже сказали, предусматривают и собственное производство. Нельзя ли подробнее, что именно оно будет из себя представлять?
— Как я уже сказал, канал будет деполитизированным. Мы отказались от производства новостей и уже несколько месяцев работаем без информационно-политического вещания. С другой стороны, все мы ощущаем в Украине дефицит передач в жанре инфотеймент. То есть программ, которые бы информировали, развлекая. Это истории об украинцах с необычными судьбами, яркими биографиями и интересными увлечениями. Это истории о знаменитостях, их частной жизни. Это то, что интересно широкому кругу зрителей. Зритель устал от политики. В течение последних 10 — 15 лет политика давала рейтинг. Это понятно: после 70 лет господства коммунистов ощущался дефицит информации. И когда мы запускали в начале 90-х годов информационные программы, они шли «на ура». А сейчас — другое время. У людей на первый план выходит частная жизнь, интересы семьи. А ТВ становится для них окном в другой мир. Немного сказочный, немного иллюзорный, но обязательно красивый. Этот мир может быть не таким, как мир за окном. Пускай. Почему нет?
— В связи с этим хочется задать вам вопрос, который мы недавно задали генеральному продюсеру «1+1» Владимиру Оселедчику: насколько подобное развлекательное ТВ нужно у нас, в Украине, где все ТВ в целом — развлекательное, с отдельными вкраплениями новостей?
— А мы не будем делать таких вкраплений. У нас не будет «чернухи». У нас будет яркая, интересная жизнь. И мы не ставим своей целью приукрасить действительность. Мы просто хотим показать другой мир, даже отчасти «виртуальный». Ведь люди же читают сказки, фантастику. Пусть ТЕТ выполняет эту функцию на ТВ.
— Руководитель СТС Александр Роднянский пообещал помочь ТЕТу стать «модным и респектабельным». Сочетается ли это определение с концепцией развлекательного канала? Ведь развлекать можно и при помощи программ а-ля «Окна»…
— У нас будут респектабельные развлечения.
— А возможно ли повторить успех СТС в украинских реалиях? Ведь речь идет о сумасшедшем росте за очень короткий срок?
— Но ведь и мы рассчитываем к концу года увеличить долю аудитории до 4-5 %. То есть речь идет о приросте в 300 — 400 %. Да, это смелое заявление. И я, наверное, рискую, когда делаю такие заявления. Но, не имея оснований, я бы не стал этого делать. Я уверен в том, что нам будет сопутствовать успех.
— И все-таки, как будет выглядеть национальная составляющая этого успеха?
— Естественно, ТЕТ не будет клоном СТС. Это будут каналы, похожие, с точки зрения работы, на одну целевую аудиторию. И ряд программ СТС появится на ТЕТе. Но, с другой стороны, ТЕТ — украинский канал, для украинского зрителя. Поэтому получат развитие те проекты, которые мы запустили в начале осени прошлого года. Это проекты именно в стиле инфотеймент. Пока их три. Ежедневная программа «Дивись!» (три истории на одну тему), «Кино и немцы» и «Специи». Последняя, например, — программа о том, что происходит за кулисами обычных явлений. А «Кино и немцы» — талантливые, как мы их называем, документальные сказки. Их делает молодой журналист Ярослав Семченко. Он ездит по Украине, находит чудаков (то есть людей, о которых принято говорить: «ну, кино и немцы») и «вытаскивает» их на экран. Мне очень нравится, что в этих программах заложена позитивная энергетика. Мы показываем Украину необычно — как мир счастливых людей. Экономическая ситуация все-таки, несмотря ни на что, улучшается. И у людей меняется восприятие жизни: они начинают ощущать перспективу. А мы стараемся отразить это у себя на экране. И я хочу, чтобы ТЕТ стал каналом с позитивной энергетикой, может быть, еще непривычной для Украины.
— В каком-то смысле речь идет о ломке национального менталитета. Ведь принято считать, что украинцы любят «поплакаться в жилетку». Или они все-таки другие?
— Мне кажется, что новое поколение украинцев в этом плане отличается. Это люди, больше ориентированные на успех, на достижение целей; чувствующие новую систему координат. Наш канал в первую очередь будет для них. И мне кажется, что своей энергетикой, которую мы привнесем в эфир, мы, может быть, поможем и тем, кто пока не нашел себя в этом мире, но очень хочет это сделать.
— Вы считаете, что это можно сделать при помощи развлекательного ТВ?
— Думаю, да. При помощи позитивного заряда, при помощи интересных историй о людях, которые нашли себя. Конечно, это будет лишь одним из многих факторов. Но зарядить человека позитивной энергией — это уже немало.
— Вы говорили о трех составляющих программирования канала. В их числе — качественный кинопоказ. А готов ли ТЕТ к производству собственных сериалов?
— Пока нет. Для начала мы должны выйти на другой финансовый уровень.
— А украинское ТВ, в принципе, способно когда- нибудь разорвать замкнутый круг зависимости от российской телепродукции, как вы считаете?
— Основной кадровый, интеллектуальный и финансовый потенциал сосредоточен в Москве. И школа сосредоточена в Москве. Школа центрального ТВ с пятидесятилетними традициями, актерская школа — все это там. Хотя есть отдельные сериалы украинского происхождения (пионером, пожалуй, тут был «Буржуй» «1+1»). Но качественное изменение ситуации в кинопроизводстве способно вызвать лишь улучшение экономической ситуации.
— Если все-таки зависимость пока столь высока, то как вы, например, «заимствуя» значительную часть телепродукта у того же СТС, собираетесь выдерживать квоту отечественной продукции, предусмотренную в законодательстве? — Будем выдерживать.
— За счет украинских титров?
— Нет. За счет собственного производства и приобретенных отечественных программ.
— Учитывая, что у нас впервые появляется канал с такой концепцией, как у вас, хотелось бы услышать ваш прогноз: изменится ли в связи с этим расстановка сил на телевизионном рынке? — Мы вряд ли будем серьезно конкурировать с каналами первого эшелона — «Интером» и «1+1». Их аудитории с нашей если и пересекаются, то незначительно. Это каналы большие, респектабельные, которые несут в себе, скажем так, не только высокий рейтинг, но и некую миссию. Это действительно каналы общенационального характера, которые могут таковыми называться по праву. Мы со своей новой концепцией вступим в конкуренцию, прежде всего, с каналами второго эшелона или новыми национальными каналами, как они себя называют. Я думаю, что по составу аудитории в наибольшей степени попадают в наше конкурентное поле «Новый канал» и ICTV. В меньшей степени — «М1» (у него — специфическая аудитория).
— Вы думаете, они позволят вам откусить от своего «пирога»?
— Конечно, будут стараться не позволить, но конкуренция есть конкуренция. И хотя в Украине сейчас развивается уже 11 телесетей (с учетом трех общенациональных каналов), обнадеживает то, что рынок растет, количество денег на этом рынке увеличивается. Поэтому места под солнцем хватит всем.
Выпуск газеты №:
№30, (2004)Section
Медиа