Перейти к основному содержанию

Григорий ТЫЧИНА: «ТЕТ станет бизнесом в чистом виде»

20 февраля, 00:00
В конце января президент телекомпании ТЕТ Григорий Тычина (на фото) сообщил, что весной будет произведен рестарт возглавляемого им канала в новом качестве — молодежного развлекательного проекта. В планах увеличение доли аудитории ТЕТа как минимум в три-четыре раза (! — Ред. ) к концу текущего года. Что вселяет подобную уверенность, «День» и попытался выяснить.

— Недавно на брифинге в Киеве вы заявили, что ТЕТ по определению — «новейший национальный канал». Не слишком ли громкая заявка, если учитывать, что ситуация на украинском телевизионном рынке «законсервирована» (так, во всяком случае, ее оценивают руководители каналов-лидеров)?

— Я употребил определение «новейший национальный» с известной долей юмора. Просто в ближайшие недели потенциальное покрытие ТЕТа практически сравняется с покрытием ряда каналов, которые назвали себя новыми национальными. Мне оставалось сказать, что мы — новейший национальный канал. Я считаю, что имею все основания для того, чтобы это заявлять. На сегодняшний день телекомпания ТЕТ работает в эфирном вещании 45 городов Украины (хотя еще в начале декабря 2003 г. их было только 25). В течение нескольких ближайших недель к ним будет присоединено еще одиннадцать городов, итого — 56. Это все, без исключения, областные центры, все города с населением более 200 тысяч человек и ряд более мелких городов. Таким образом, потенциальная аудитория ТЕТа, то есть количество людей, которые у себя дома смогут технически принять наш канал, достигнет 63% населения Украины (на сегодня — 55%). Очень динамично в последнее время начала прирастать и доля аудитории нашего канала. Если в декабре прошлого года доля ТЕТа в целом по Украине составляла 0,68%, то уже за 11 дней февраля она перевалила за единицу — 1,03%. То есть прирост составил фактически 50%. Цифры пока невысокие. Но, с другой стороны, есть динамика. Кроме того, единица — это уже серьезная заявка. Это цифра, которая показывает, что канал состоялся. Что он не эфемерный, а реальный.

— А с чем, кроме расширения сети вещания, вы связываете рост популярности канала?

— Еще один немаловажный фактор — решена ситуация на главном рынке, киевском. С конца декабря мы полностью разошлись с телекомпанией «Киев», с которой долгое время сосуществовали на одной частоте, и перешли на частоту 42-го канала. Нам удалось договориться с крупнейшим киевским оператором кабельного ТВ — компанией «Воля» и еще с несколь кими операторами, работающими на столичном рынке. И на сегодняшний день сигнал ТЕТа присутствует в узкополосной сети компании «Воля» (то есть в той, которая доступна большинству жителей Киева, а не только жителям отдельных районов) и в пакетах всех остальных кабельных операторов. А из тех, кто смотрел телевизор через эфирную антенну, по нашим данным, процентов 87 — 90 уже настроило телевизоры на 42-й канал и смотрят ТЕТ на отдельной частоте.

Плюс еще один фактор, тесно связанный с предыдущим: на данный момент мы существенно улучшили ситуацию с программированием канала. До «развода» с ТРК «Киев» программироваться было практически невозможно. Потому что было чередование вещания компаний на одной частоте. К примеру, четыре часа работает одна компания, четыре часа — другая. На следующий день — наоборот: в то время, в которое работал ТЕТ, уже начинал работать «Киев». То есть ни нормальной программной политики, ни нормальной рекламной политики мы вести, к сожалению, не могли. Сейчас, когда мы получили в распоряжение в Киеве 42-й канал, вы видите, каким образом изменилась сетка ТЕТа. Несколько линеек кино, линейки сериалов, линейки мультфильмов, хорошие проекты собственного производства: все это не замедлило сказаться на динамике роста доли канала.

— Однако все это — только начало? Ведь вы заявили о том, что планируете увеличить свою долю аудитории в несколько раз …

— Действительно, все те позитивные перемены, уже сейчас происходящие, носят переходной характер. После обсуждения разных вариантов развития канала мы пришли к мнению, что он должен занять определенную нишу. И выбрали нишу молодежного развлекательного канала. Ядром своей аудитории нам хотелось бы видеть зрителей возраста от 14 до 30 лет. Что мы намереваемся им предложить? Во-первых, мы договорились о сотрудничестве с московским каналом СТС, занимающим в России ту же нишу, которую в Украине намеревается занять ТЕТ. И мы хотим получить достаточно крупный пакет программ производства СТС, которые, как нам кажется, очень неплохо пойдут на обновленном ТЕТе. Мы рассчитываем на элемент новизны и эксклюзивности. Ведь СТС в Украине практически неизвестен, а проекты там идут хорошие. Например, «Истории в деталях» — ежедневная программа, в которой представлены две истории о жизни звезд мировой культуры, эстрадных исполнителей, актеров, режиссеров и т.д. (одним словом, знаменитостей). Мы на ТЕТе принимаем СТС, и я сам ежедневно ее с удовольствием смотрю. Еще один проект — хорошо знакомая, но в последние годы украинским зрителям недоступная «О.С.П.-студия». Думаю, зрители будут снова с удовольствием смотреть на своих любимых персонажей. Или программа «Детали» — интервью со звездами в студии. Плюс еще ряд проектов.

— Это и будет основой «новейшего национального» канала?

— Не только. Это, скажем так, один из столпов, на которых будет стоять ТЕТ. Помимо этого, естественно, — качественный кинопоказ (молодежное кино и сериалы российского и западного производства) и собственное производство.

В любом случае, теперь мы будем исходить только из интересов нашей новой целевой аудитории. ТЕТ — это коммерческий проект, а не политический инструмент. Мы понимаем, в каком состоянии мы находимся сейчас. У нас есть цель, к которой мы должны прийти. Все это выражено в пунктах рейтингов, на которые мы рассчитываем, и прогнозируемых расходах, которые придется осуществить каналу для того, чтобы этих цифр достичь. С другой стороны, мы понимаем, какую долю аудитории мы потенциально готовы завоевать, и, соответственно, каковы могут быть поступления от рекламы на канал.

— То есть реально можно говорить вообще о новой тенденции на украинском телевизионном рынке (поскольку давно принято считать, что в Украине ТВ — это не бизнес, а как раз политический инструмент)?

— Да. ТЕТ станет бизнесом в чистом виде. Несмотря на то, что еще какое-то время назад ТВ в Украине не рассматривалось как бизнес, сегодня наблюдаются именно такие тенденции. Преимущества очевидны: при развитии ситуации по такому сценарию будут понятны законы, по которым развивается рынок; какие деньги играют на этом рынке; какие доли аудитории имеют каналы. Но, с другой стороны, любой бизнес — это риск. Поэтому кроме денег, без которых канал построить невозможно, нужен эффективный менеджмент и продуманные программные решения.

— Последние, как вы уже сказали, предусматривают и собственное производство. Нельзя ли подробнее, что именно оно будет из себя представлять?

— Как я уже сказал, канал будет деполитизированным. Мы отказались от производства новостей и уже несколько месяцев работаем без информационно-политического вещания. С другой стороны, все мы ощущаем в Украине дефицит передач в жанре инфотеймент. То есть программ, которые бы информировали, развлекая. Это истории об украинцах с необычными судьбами, яркими биографиями и интересными увлечениями. Это истории о знаменитостях, их частной жизни. Это то, что интересно широкому кругу зрителей. Зритель устал от политики. В течение последних 10 — 15 лет политика давала рейтинг. Это понятно: после 70 лет господства коммунистов ощущался дефицит информации. И когда мы запускали в начале 90-х годов информационные программы, они шли «на ура». А сейчас — другое время. У людей на первый план выходит частная жизнь, интересы семьи. А ТВ становится для них окном в другой мир. Немного сказочный, немного иллюзорный, но обязательно красивый. Этот мир может быть не таким, как мир за окном. Пускай. Почему нет?

— В связи с этим хочется задать вам вопрос, который мы недавно задали генеральному продюсеру «1+1» Владимиру Оселедчику: насколько подобное развлекательное ТВ нужно у нас, в Украине, где все ТВ в целом — развлекательное, с отдельными вкраплениями новостей?

— А мы не будем делать таких вкраплений. У нас не будет «чернухи». У нас будет яркая, интересная жизнь. И мы не ставим своей целью приукрасить действительность. Мы просто хотим показать другой мир, даже отчасти «виртуальный». Ведь люди же читают сказки, фантастику. Пусть ТЕТ выполняет эту функцию на ТВ.

— Руководитель СТС Александр Роднянский пообещал помочь ТЕТу стать «модным и респектабельным». Сочетается ли это определение с концепцией развлекательного канала? Ведь развлекать можно и при помощи программ а-ля «Окна»…

— У нас будут респектабельные развлечения.

— А возможно ли повторить успех СТС в украинских реалиях? Ведь речь идет о сумасшедшем росте за очень короткий срок?

— Но ведь и мы рассчитываем к концу года увеличить долю аудитории до 4-5 %. То есть речь идет о приросте в 300 — 400 %. Да, это смелое заявление. И я, наверное, рискую, когда делаю такие заявления. Но, не имея оснований, я бы не стал этого делать. Я уверен в том, что нам будет сопутствовать успех.

— И все-таки, как будет выглядеть национальная составляющая этого успеха?

— Естественно, ТЕТ не будет клоном СТС. Это будут каналы, похожие, с точки зрения работы, на одну целевую аудиторию. И ряд программ СТС появится на ТЕТе. Но, с другой стороны, ТЕТ — украинский канал, для украинского зрителя. Поэтому получат развитие те проекты, которые мы запустили в начале осени прошлого года. Это проекты именно в стиле инфотеймент. Пока их три. Ежедневная программа «Дивись!» (три истории на одну тему), «Кино и немцы» и «Специи». Последняя, например, — программа о том, что происходит за кулисами обычных явлений. А «Кино и немцы» — талантливые, как мы их называем, документальные сказки. Их делает молодой журналист Ярослав Семченко. Он ездит по Украине, находит чудаков (то есть людей, о которых принято говорить: «ну, кино и немцы») и «вытаскивает» их на экран. Мне очень нравится, что в этих программах заложена позитивная энергетика. Мы показываем Украину необычно — как мир счастливых людей. Экономическая ситуация все-таки, несмотря ни на что, улучшается. И у людей меняется восприятие жизни: они начинают ощущать перспективу. А мы стараемся отразить это у себя на экране. И я хочу, чтобы ТЕТ стал каналом с позитивной энергетикой, может быть, еще непривычной для Украины.

— В каком-то смысле речь идет о ломке национального менталитета. Ведь принято считать, что украинцы любят «поплакаться в жилетку». Или они все-таки другие?

— Мне кажется, что новое поколение украинцев в этом плане отличается. Это люди, больше ориентированные на успех, на достижение целей; чувствующие новую систему координат. Наш канал в первую очередь будет для них. И мне кажется, что своей энергетикой, которую мы привнесем в эфир, мы, может быть, поможем и тем, кто пока не нашел себя в этом мире, но очень хочет это сделать.

— Вы считаете, что это можно сделать при помощи развлекательного ТВ?

— Думаю, да. При помощи позитивного заряда, при помощи интересных историй о людях, которые нашли себя. Конечно, это будет лишь одним из многих факторов. Но зарядить человека позитивной энергией — это уже немало.

— Вы говорили о трех составляющих программирования канала. В их числе — качественный кинопоказ. А готов ли ТЕТ к производству собственных сериалов?

— Пока нет. Для начала мы должны выйти на другой финансовый уровень.

— А украинское ТВ, в принципе, способно когда- нибудь разорвать замкнутый круг зависимости от российской телепродукции, как вы считаете?

— Основной кадровый, интеллектуальный и финансовый потенциал сосредоточен в Москве. И школа сосредоточена в Москве. Школа центрального ТВ с пятидесятилетними традициями, актерская школа — все это там. Хотя есть отдельные сериалы украинского происхождения (пионером, пожалуй, тут был «Буржуй» «1+1»). Но качественное изменение ситуации в кинопроизводстве способно вызвать лишь улучшение экономической ситуации.

— Если все-таки зависимость пока столь высока, то как вы, например, «заимствуя» значительную часть телепродукта у того же СТС, собираетесь выдерживать квоту отечественной продукции, предусмотренную в законодательстве? — Будем выдерживать.

— За счет украинских титров?

— Нет. За счет собственного производства и приобретенных отечественных программ.

— Учитывая, что у нас впервые появляется канал с такой концепцией, как у вас, хотелось бы услышать ваш прогноз: изменится ли в связи с этим расстановка сил на телевизионном рынке? — Мы вряд ли будем серьезно конкурировать с каналами первого эшелона — «Интером» и «1+1». Их аудитории с нашей если и пересекаются, то незначительно. Это каналы большие, респектабельные, которые несут в себе, скажем так, не только высокий рейтинг, но и некую миссию. Это действительно каналы общенационального характера, которые могут таковыми называться по праву. Мы со своей новой концепцией вступим в конкуренцию, прежде всего, с каналами второго эшелона или новыми национальными каналами, как они себя называют. Я думаю, что по составу аудитории в наибольшей степени попадают в наше конкурентное поле «Новый канал» и ICTV. В меньшей степени — «М1» (у него — специфическая аудитория).

— Вы думаете, они позволят вам откусить от своего «пирога»?

— Конечно, будут стараться не позволить, но конкуренция есть конкуренция. И хотя в Украине сейчас развивается уже 11 телесетей (с учетом трех общенациональных каналов), обнадеживает то, что рынок растет, количество денег на этом рынке увеличивается. Поэтому места под солнцем хватит всем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать