Перейти к основному содержанию

Идеальный день общественного ТВ

Какой контент должен производить канал, чтобы отвечать запросам общественности?
24 апреля, 16:40
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1996 г.

Об общественном телевидении в Украине говорилось много и уже давно, правда больше о том, что оно просто должно быть, чем о том — каким именно должна стать сетка вещания этого канала. Определенные группы медиа-сообщества и бывшие оппозиционные депутаты неоднократно отмечали необходимость принятия законопроекта «О системе общественного телевидения и радиовещания». 17 апреля документ №1076 парламент принял. Но за эйфорией маленькой победы не стоит забывать о том, что правительственный закон — это лишь «приблизительные рамки», а профессиональные, условно говоря, «мышцы» общественный вещатель должен наращивать сам: начиная от общей концепции развития и заканчивая конкретными программами и сбалансированной сеткой эфирных трансляций. Над чем прежде всего стоит работать, чтобы украинцам захотелось потреблять контент общественного вещания и даже платить за него? Каким должен быть идеальный день такого ТВ?

Когда в 90-е украинское телевидение только зарождалось, у него были неплохие старты, как вот «Послесловие» Александра Ткаченко, которое транслировали УТ-1 и «1+1», «Территория А»,  продвигающая украинских музыкантов, которых ныне днем с огнем не найдешь на каналах, «Без табу» с Ольгой Герасимьюк — ток-шоу, которое объединяло страну. А потом на наших экранах появилось «СВ-шоу» — и «сердючкизм» захватил отечественное телевидение. ТВ 2000-х редко оценивалось на создание умных программ. Резко упала планка языка и культуры на экранах телевизоров. Телевидение так и не поняло, не увидело, не изучило свою аудиторию. Не найдя интересный для себя продукт, вдумчивый зритель со временем перешел в Интернет.

Тем не менее ТВ все еще остается самым массовым видом медиа. И каждый раз с появлением нового канала зрители ожидают действительно новый продукт. Каким можно представить идеальный контент общественного канала? В первую очередь, нужно заново познавать страну, давать слово разным регионам и инициативным группам даже из сельских общин. Последний раз перепись населения Украины проходила 13 (!) лет назад. Этот факт достаточно показательный, ведь как можно выпускать программы, не зная, на кого же ты ориентируешься? Поэтому немаловажным для общественного вещания является ориентирование, прежде всего, на социологические исследования, чтобы в действительности отвечать запросам общества. Должна быть создана картинка, которую бы зрителям было интересно обсуждать, — час «социологии».

Кроме того, украинцы почти лишены информации о самих себе и о своей стране. Коммерческие каналы часто предлагают путешествия за океан к расписанным диким туземцам, как вот программа «Мир наизнанку» от «1+1», забывая об экскурсиях вглубь страны. Большинство мечтает о том, чтобы подняться на Эйфелеву башню, а не на Говерлу, что является результатом непродвижения своего. Телевидение оставляет географию Украины за школьной партой. Общественный вещатель в интеллектуально— развлекательном формате должен предложить аудитории — час украинской географии.

Еще одна важная тематика, которую телевидение, часто недооценивает — историческая. Фраза, которую в своей программе «Машина времени» говорит в заключении Андрей Охримович: «Любите Украину — держите порох сухим», — приобретает ныне все новые значения. Однако та же «Машина времени» сама путешествовала во времени телепрограммы «5-го канала», с перебоями добираясь до своей аудитории. Общественное ТВ должно предложить час истории, экранизировав, для примера, историческую «Библиотеку «Дня». Конечно же на канале должны быть объективные информационные программы, а также качественные дискуссионные площадки для диалога общественности и выработки ориентиров развития государства.

Это может быть условным стержнем одного дня общественного телевидения — исторические программы объясняют прошлое, географические — открывают нынешнее время, а социологические — дают прогноз на будущее. Именно такие проекты, а не визуальные отметки «Единая Украина» по всем телеканалам при неизмененном контенте, в действительности работают на интеграцию внутри государства и создание гражданского общества. Но это — лишь основа, каркас, на котором должно найтись место и для детских программ, о которых, кажется, вообще забыли на коммерческих каналах, и для культурно-художественных, а не банально развлекательных, и для качественной документалистики. И конечно же на общественном вещателе должно быть украинское кино.

Впервые встретившись с необходимостью сделать действительно общественное вещание, руководство НТКУ должно осознавать: граждане будут не только контролировать (с помощью наблюдательного совета), но и требовать высокого профессионального уровня от своего общественного вещателя.

«ОРИЕНТИР — МЫСЛЯЩИЙ ЗРИТЕЛЬ»

Наталия ЛИГАЧЕВА, шеф-редактор «Телекритики»:

— Общественное вещание должно стать качественным продуктом, который будет отличаться от коммерческого телевидения профессиональными новостями. С одной стороны — информационное вещание, которое будет отвечать всем стандартам, с другой — вместо засилья развлекательного продукта — познавательный контент: много детских программ, социальных проектов. И создатели программ должны ориентироваться не на рейтинги, а на мыслящего зрителя. Последние события показали, что таких телезрителей у нас достаточно много. Если общественное вещание не будет зависимым от рейтингов, как коммерческое ТВ, то оно будет собирать достаточно широкую аудиторию и сможет создавать новый стандарт, на который будут вынуждены равняться центральные вещатели.

Если обратиться к бывшему украинскому телевидению, то даже среди советского найдутся примеры проектов, которые можно возродить, трансформировав к современным реалиям и запросам, в том числе и через технологическую эволюцию телевидения. Взять хотя бы программу «Взгляд» или продукт молодежной студии «Гарт», который транслировался украинским советским ТВ. Я и сама когда-то вела программы о кино.

Канал должен заполнить украинский продукт. Возможно, как украиноязычный, так и русскоязычный, а возможно, будет создан отдельный сегмент для второго. Но российского по существу продукта на канале не должно быть, тем более российских сериалов. И конечно, контент канала должен представлять интересы всех больших социальных групп, а также национальных меньшинств — это одна из главных задач общественных вещателей во всех странах. Но нужно исходить из того, что все национальные сообщества — равны в своих правах. Не должно быть превалирования интересов одной общины над другими. Я вижу это в таком формате: с одной стороны — ценность украинской нации как политической, с другой — учет интересов нацменьшинств.

«НА ОБЩЕСТВЕННОМ ВЕЩАТЕЛЕ НУЖНО ПРОИЗВОДИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ»

Виктория СЮМАР, заместитель секретаря СНБО, медиа-эксперт:

— Создать идеальный общественный вещатель — сверхзадача для страны. Мы максимально стимулировали этот процесс на законодательном уровне, и дальше будем держать на контроле ситуацию по его реализации. Это должна быть кнопка №1, из которой люди бы будут узнавать новости и понимать, что в действительности происходит в стране. Другими словами, необходимо превратить УТ-1 в профессиональный канал, который обеспечит потребность общества в информации.

Идеальный день общественного ТВ должен начинаться, по моему мнению, с анонсирования и прогнозирования будущих событий. Прогнозируемых героев дня спрашивают заранее — чего ждать от запланированных мероприятий, которые выстраивают ориентиры. Так начинаются дни на общественных вещателях развитых западных стран. Дальше — качественное информирование на уровне объективных новостей о том, что происходит. И в завершение — глубокие дискуссии о причинах того, что произошло. Я хочу в результате просмотра идеального дня общественного вещания получить полноценную картинку в контексте того, какие последствия этот день будет иметь для каждого украинца.

В целом на общественном вещателе нужно производить качественный аналитический контент о стратегических приоритетах развития страны. Этого не делают коммерческие каналы, ведь у них первоочередная задача — зарабатывать деньги. Сегодня интерес к общественно-политической тематике как никогда высокий. Именно политические темы и темы о развитии государства интересуют людей как никогда. Канал должен обеспечивать потребность общества в наличии профессионального информатора и дискуссионной площадки для авторитетных экспертов. На первом месте должно быть не шоу, а смысловой разговор и результат этого разговора.

«ВКЛЮЧИТЕ БИ-БИ-СИ, ПОЛЬСКИЙ TVP1 ИЛИ НЕМЕЦКИЙ ZDF — НИЧЕГО НОВОГО ИЗОБРЕТАТЬ НЕ НУЖНО»

Николай КНЯЖИЦКИЙ, народный депутат Украины, медиа-менеджер:

— Считаю, что общественное телевидение должно учитывать интересы разных людей, с разными увлечениями и взглядами. В частности, и тех, кого не устраивает контент, который предлагают коммерческие каналы. Общественное телевидение призвано поддерживать и защищать национальную культуру и национальные ценности, объединять представителей разных национальностей, живущих в Украине, поддерживать искусство. Но оно должно делать это качественно, чтобы успешно конкурировать с коммерческими каналами. На мой взгляд, функции общественного телевидения не ограничиваются сугубо журналистикой. Показ концерта классической музыки, документального фильма или прямая трансляция с открытия Фотовыставки газеты «День», которая также является общественно значимым событием, — все это функции общественного телевидения. Чтобы его сетка вещания соответствовала запросу аудитории, наверняка нужно провести специальные социологические исследования. Но точно спрогнозировать, что понравится людям, не всегда удается. Поэтому все зависит также и от вкуса автора той или иной программы. Порой успехом у зрителя пользуются весьма неожиданные вещи.

Нам не нужно опять изобретать велосипед — включите BBC, польский TVP1 или немецкий ZDF и изучите их сетку вещания! Ничего уникального нам не нужно. Просто вместо российских сериалов о том, какие прекрасные «менты» или «русская армия», нужно показывать украинские сериалы, в частности и о нашей истории, вместо попсы — концерты украинских исполнителей, вместо викторин по купленным форматам — викторины о жизни разных регионов Украины.

Одна из главных функций общественного телевидения — объединять вокруг себя ученых, историков, социологов, просто талантливых людей, которых не приглашают на коммерческие каналы. Нужно создавать соответствующие интеллектуальные площадки, стимулировать и поддерживать эту дискуссию в обществе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать