Инстинкт снимать
Наталья КРАВЧУК: «...Я всегда с фотоаппаратом. Хотя бывают моменты, когда его не оказывается под рукой, а тут — такой кадр! Ты стоишь и рыдаешь, хочется откусить себе локоть...»
История Натальи — это персональная история успеха. Хотя сама фотограф предпочитает уходить от таких высоких категорий. Как она сказала: «Просто живу и просто снимаю». Тем не менее, ее фотографии, часто резонансные, говорят о тонком виденье и понимании того, что происходит в кадре, то есть в стране. По словам Натальи, десять лет назад она впервые подала свои работы на фотоконкурс «Дня». Один из снимков прошел, но награды не получил. Это не отпугнуло, а только подстегнуло Наталью. С тех пор она стала постоянно присылать свои снимки на фотоконкурс «Дня». В этом году Наталья «доросла» уже до Приза Призов «Золотой День». «Я впервые получила такую награду. Я не амбициозный фотограф и практически не участвую в различных фотоконкурсах. А вот в конкурсе «Дня» участвую. Мне импонирует, что это украинский конкурс, здесь есть много работ моих коллег и друзей», — поделилась Наталья Кравчук. Также Наталья приняла предложение главного редактора Ларисы Ившиной провести мастер-класс фотографического мастерства участникам следующей Летней школы журналистики газеты «День». Мы узнали, что Наталья хочет без суматохи пересмотреть все снимки экспозиции после открытия XV Международной фотовыставки «Дня». В галерее «Лавра» она рассказала о своей почти наследственной любви к фотографии, как нужно работать в режиме «семь-восемь съемок в день, полгода без выходных», чтобы стать профессионалом, женское ли это дело — носиться с телевиком (большой объектив фотографов. — Авт.) и есть ли солидарность в среде украинских фотографов.
— Ваша история с фотовыставкой «Дня» очень старая...
— Впервые послала свой снимок, кажется, в 2002 году и до сих пор его помню. Я была около вокзала в Киеве, на улице, где ездят трамваи. Внезапно начался ливень, и прохожие решили спрятаться под навесом магазина. В течение десяти минут их залило чуть ли не по грудь. А я стояла на остановке и за всем этим наблюдала. Но дождь также внезапно прекратился, как и начался. Стояли девушки с пакетами на голове, машины залитые, и я фотографирую. Аппаратура, правда, у меня была тогда не очень, да и похвастаться особо не чем было. Но я подавала свои снимки на фотоконкурс «Дня» и дальше. Лет восемь назад меня наградили на этой выставке Специальным призом от Представительства ООН в Украине за снимок «Сиротка». На выигранные деньги — около 1500 гривен — купила свой любимый рюкзак и с тех пор не могу с ним расстаться. Он для меня самый комфортный и памятный... В любом случае «День» выигрывает от того, что взрослеют его фотографы. Фотовыставка сплачивает вокруг себя талантливых мастеров и активную молодежь. Когда первый раз подавала свое фото на выставку, конечно, я ничего не видела, кроме своей работы. Но теперь прохожу по залам, всматриваюсь, читаю подписи, с интересом наблюдаю за ростом моих коллег и ростом выставки.
ЕВГЕНИЙ МАРЧУК — О РАБОТАХ НАТАЛЬИ КРАВЧУК: «ВЫСОКИЙ КЛАСС! ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ТОЧНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
— Какие тенденции преобладают сейчас в фотожурналистике?
— Молодые фотографы уходят от классической фотографии — одного кадра. Фотограф — это не просто человек, который снял карточку и пытается ее показать, отдать, продать куда-то. Он еще несет и социальную нагрузку. Все большую популярность набирают проекты — серия снимков плюс видео, голос или текст. Такой формат доносит гораздо больше информации, это намного интереснее. Ты попадаешь непосредственно в среду. Например, прекрасный проект из Национальной оперы Владислава Мусиенко, часть которого представлена на XV — юбилейной — Фотовыставке «Дня». А вот я из-за постоянных командировок не успевала подготовить серию, и тут я хочу сказать спасибо Ларисе Алексеевне, ведь это ее выбор. А мне эту фотографию и в голову не пришло бы отправить на конкурс «Дня».
— А какую бы выбрали вы?
— Мне нравится подмигивающая Клинтон. Но это личное. Я долго ждала, пока можно будет сделать хороший кадр, и тут она решила подмигнуть.
— Вы, кажется, умеете уловить интересные детали и моменты...
— Нужно снимать и отбирать. Когда я фотографировала на пленку, мне выдавали три катушки на съемку, а это 108 кадров. И я всегда думала при проявке: «Боже мой, зачем я сняла все эти пленки?» Сейчас я снимаю на «цифру», и у меня бывает съемка более тысячи кадров. Хорошо, что хоть проявлять не нужно. У каждого фотографа есть свои стереотипы, свой почерк. Мне знакомые говорили, что мои фотографии уже узнают, даже не читая подписи. Очень люблю свою работу за возможность ездить в интересные места. Была в Грузии на позапрошлой неделе, перед выборами; повезло съездить в Африку. Очень легка на подъем — мне могут позвонить и сказать, что сегодня я еду в командировку. Я встану и поеду.
— И потащите за собой всю фотоаппаратуру...
— Вспоминаю своего первого фотоучителя Леонида Гендлера. Он говорил: «Наташа, ты же девочка, подними мой портфель». У него был такой большой советский портфель, где он носил все — два «Зенита», «Практику», оптику, начиная от большого телевика и до объективов на 300, 200, 100, 50 миллиметров и т.д. Но в этой стране женщины работают и на более тяжелых работах. Только никто не спрашивает у маляра, как ей носить ведра, или официанток пивных баров, как им носить по четыре литровые кружки.
— Это ваш учитель привил вам любовь к фотографии?
— Не только. Как-то папа рассказывал, что когда ему было 16 лет, он купил себе фотоаппарат. Жил он в общежитии, условия были сложные. Для того чтобы подключить увеличитель в комнате, приходилось выкручивать лампочку, подкручивать проводки всякие, его постоянно било током. А самое грустное, что денег всегда не хватало, — все деньги уходили на покупку реактивов и пленок. Периодически ему даже есть нечего было. И вот когда отцу предложили поменять фотоаппарат на часы — он согласился. Я, правда, не видела ни одной фотографии, которую сделал папа в юности, но с детства тоже мечтала фотографировать. «ФЭД» в то время стоил 18 рублей — не так уж много для советского человека. Но родители боялись, что покупки последующей фотоаппаратуры будут намного дороже. Поэтому я довольно поздно начала снимать. Первый кадр сделала где-то в 18 лет.
— Это поздно для фотографа?
— В принципе, да. В 20 лет я случайно узнала, что в моей родной Виннице есть училище, где обучают фотографов. Но история моего пути фотожурналиста началась еще раньше. После школы я поехала поступать в Киевский национальный университет кино, театра и телевидения им. Карпенко-Карого на операторское отделение. Оказалось, что туда можно поступить только в том случае, если ты фотографируешь. Нужно было сдать 30 снимков и пройти творческий конкурс — два дня съемок на пленере и в студии. В итоге я не поступила в институт, вернулась в Винницу, пошла работать и на свою первую зарплату купила «Зенит». Поступила в это винницкое профтехучилище. Мне повезло — мой учитель Леонид Абрамович Гендлер работал в винницкой газете много лет, его считали метром фотожурналистики, хотя он впервые взял в руки фотоаппарат в 33 года. После училища я стала фотожурналистом винницкой газеты «Подолия». С того времени занимаюсь фотографией более-менее профессионально, зарабатываю этим деньги.
— Но о юношеской мечте не забыли, ведь так?
— В 2000 году я все-таки поступила в институт Карпенко-Карого. Правда, на заочный — на стационар побоялась. Нашла работу в Киеве. Первое мое место работы в столице, моя школа жизни — «Киев-экспресс». Это была ежедневная газета. В Виннице я тоже работала в ежедневке, но там был курорт — пару съемок в день, своя лаборатория, черно-белая пленка, проявка, спокойный ритм жизни. А в Киеве в 9 утра планерка, в 11 вечера приходишь домой. 7—8 съемок в день, полгода без выходных.
— Что снимали эти полгода?
— В газете снимаешь все подряд. Бывает жуть какая-то. Например, тебя отправляют снять место убийства, которое произошло неделю назад. Что снимать? Приходишь без кадра. А ответственный секретарь, второй человек в газете Вадим Балицкий тебе говорит: «Как ничего нету? Пришла — значит придумай, сними». Он научил меня думать, прежде чем пойти на съемку. Иногда пытаешься нафантазировать кадр из ничего. Но в «Киев-экспресс», к сожалению, проработал недолго. Я устроилась туда в сентябре, а уже после майских праздников мы приходим, а нам говорят: «Дорогая редакция, мы — закрыты». Вроде никаких предпосылок, газета работает, все как одна семья, а тут всем нам: «До свиданья». Месяц-два искала новую работу. Решила, что пока не испробую все шансы, — буду в Киеве. Предложили пройти собеседование в медиа-холдинге KP Media, которой тогда еще принадлежал Джеду Сандену и включал в себя газету Kyiv Post, журналы «Афиша» и «Корреспондент», которому исполнилось всего пол года. Мне второй раз повезло в Киеве — я попала в компанию замечательных фотографов — четыре человека, которые работали на четыре издания, — очень скоро открылся еще журнал Pink. Добавились ночные съемки. Было очень трудно, но и очень интересно, между нами царила здоровая конкуренция.
— А «нездоровая» конкуренция есть среди фотожурналистов?
— Еще когда я снимала на пленку, старые фотографы — это не касается киевских — почему-то думали, что открыть секрет лучшего фотораствора ниже их достоинства. Спросишь у них что-то, а они тебе: «Девочка, ты же понимаешь, что не женское это дело». В Киеве у меня с этим никогда не было проблем. Мы просто обсуждали с теми, кто был помаститей и поизвестней, что я сделала не так в этом снимке, или почему тот кадр хорош. Если ты делаешь свою работу и с любовью относишься к людям — тебя будут уважать. Когда я приехала в столицу, здесь было несколько женщин-фотографов, но никто по большому счету о них не знал. Я познакомилась с фотографом Виктором Суворовым, который ввел меня в среду элиты киевских фотожурналистов.
— Что это за люди?
— Это те, кто лучше других выполнял свою работу. Когда я только приехала в Киев, мы снимали на пленку и слайды. Всех столичных фотожурналистов даже сотни не набиралось. Нас было мало и все друг друга знали. А сейчас я знаю только тех, кто уже очень много лет в профессии или же молодых, которые сами со мной знакомятся. Если раньше на обычную пресс-конференцию приходило пять фотографов, то сейчас приходишь — и уже трудно сделать уникальный снимок. Как только ты где-то становишься, рядом с тобой уже стоит человек пять. Или бывает, увидишь что-то, а туда уже бежит четыре фотокорра. Я не говорю, что это плохо. Раньше, когда была пленка, появились мини-лаборатории для так называемых мыльниц. Фотографы ужасались этих «убийц фотографии». Но как человек с «мыльницей» может отобрать у тебя деньги? Пусть снимает. Опять вспоминаю своего учителя Леонида Абрамовича, который говорил: «Если человек видит, он даже спичечным коробком может сделать фотографию».
— Вас больше привлекает репортерская или художественная съемка?
— Мне всегда нравился репортаж, спортивные обзоры. Но, поснимав немножко спорт, я поняла, что для меня это скучно. Если бы ездить по всему миру... А у нас ведь только футбол, баскетбол, спортивная гимнастика и немножко бокса. Поняла, что лучшие картинки уже сделаны, придется постоянно повторяться. Из самых интересных спортивных съемок у меня было регби. Чаще всего, когда снимаешь регби, — это очень смешно, не смотря на брутальных мужчин-игроков.
— Кстати, о брутальных мужчинах. Вас как фотографа-женщину не страшит незащищенность на массовых собраниях?
— Я разлюбила митинги. Последние несколько лет практически их не снимаю. По большому счету это все одно и то же — проплаченое, прокупленное. Мне жалко старичков и слишком темпераментных граждан, которые приходят на митинги. Мне жалко милицию. Я не думаю, что этим ребятам очень нравиться кого-то бить. У них работа такая. Им платят за это, нам — чтобы мы делали карточки. Все мы попадаем под раздачу. Мы знаем, куда мы идем, и всегда пытаемся не провоцировать, хотя это очень трудно. На одном из митингов, когда Тимошенко только собирались посадить, уровень сумасшествия зашкаливал со всех сторон. Но в других странах полиция к фотографам, не смотря мальчик это или девочка, относится не менее жестоко.
— Но вы все же продолжаете жить только фотографией?
— Я просто живу. Моя работа доставляет удовольствие. В отличие от других людей, не заморачиваюсь по этому поводу. Я уже столько лет снимаю. Снимаю то, что мне нравится, более или менее удачно. Я всегда с фотоаппаратом. Хотя бывают моменты, когда его не оказывается под рукой, а тут такой кадр. Ты стоишь и рыдаешь, хочется откусить себе локоть. У фотографов со временем вырабатывается такой фотографический инстинкт — отснять. И свой стиль и вкус, у каждого индивидуальный. Мне кажется, что все, что я могу сказать миру, видно на моих фотографиях. Ведь я всегда по другую сторону — смотрю и слушаю, но не говорю.
«...Море параллелей и метафор»
В Киеве проходит Фотовыставка «Дня». Спешите, до окончания работы экспозиции осталось три дня!
В столичной галерее «Лавра» (ул. Лаврская, 1) ежедневно с 10.00 до 20.00 проходит экспозиция лучших фотографий страны. Здесь — 350 фотоснимков, которые представляют авторов практически из всех регионов Украины. Напомним, что Гран-при фотоконкурса получила работа «Портрет на фоне гор» Евгения Малолетки, а обладателем Приза призов «Золотой День» стала фотокор Наталья Кравчук за политический репортаж YES. Кто из фотографов получит приз зрительских симпатий, зависит в частности и от вас, уважаемые читатели, — приходите на выставку и голосуйте за лучшее, по вашему мнению, фото.
«ЖЮРИ ВЫБИРАЕТ НЕЧТО ОСОБЕННОЕ»
Степан РУДИК, фотограф, получил награду за работу «Пейзажная аллея»:
— На фотографиях, представленных на выставке «Дня», Украина предстает разнообразной. Жюри конкурса отобрало такие работы, которые бы показывали не только катаклизмы, кризисы, но и что-то хорошее — радость, любовь, сочувствие. Молодцы, что выбирают нечто особенное, а не то, о чем можно сказать: «О, мы каждый день такое видим...» Я считаю, что нашу планку, в плане оптимизма, нужно еще поднимать. Если сравнить этот конкурс с предыдущими, то он полностью отвечает уровню газеты «День» — тот же призыв, тот же посыл.
Что касается моей работы, то не скажу, что это какая-то особенная идея. Я многократно видел эти скульптуры летом и не обращал на них внимания. А вот когда одним зимним днем заметил, как их красиво покрыло снегом — не удержался и сфотографировал. Среди работ моих коллег, которые лично мне больше всего понравились, фото женщины без рук, которая гладит кошку, но, к сожалению, эта работа не получила никакого приза. Также понравились «На прирост», «Цифровая летопись», «Перекресток».
Я считаю, что фотографы должны принимать участие в подобных конкурсах и делиться своим видением мира. Сделать фотографию — это одно, а донести до людей — совсем другое дело. Фотовыставка — один из путей, который поможет донести свои мысли до людей».
«КОНКУРС «Дня» ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЦЕННОГО ТЫ СДЕЛАЛ ЗА ГОД»
Анатолий СТЕПАНОВ, фотограф, получил награду за работу «Соблюдайте дистанцию»:
— На фотографиях Украина предстает пестрой и разнообразной. Здесь много фотографий с детьми, с радостными людьми, и нет «чернухи». Это радует.
Свое представленное на выставке фото я сделал случайно. Я снимал ходьбу трех глав государств во время празднования годовщины крещения Руси. Видел, что там какая-то суматоха, но продолжал снимать. Уже дома заметил, что зафиксировал кадр, на котором охранник президента отталкивает фотографа, стоящего слишком близко. Хотя, когда я после произошедшего разговаривал с этим фотографом, он сказал, что сам зацепился за зонтик. Но мне до сих пор кажется, что не сам.
В конкурсе «Дня» всегда стоит принимать участие. Он дает фотографам возможность выставить свои работы. Дело в том, что все наши фотографы делают массу фотоснимков. Раз в году ты садишься и отбираешь из этой массы настоящие, стоящие фотографии. И только конкурс «Дня» показывает, что ценного ты сделал за год».
«ПО ЭТИМ ФОТОГРАФИЯМ МОЖНО ПРОСЛЕДИТЬ ИСТОРИЮ»
Владимир ТАРАСОВ, фотокорреспондент агентства «Укрінформ», получил награду за работу «Севастополь, мыс Форос, Игольчатые скалы»:
— Поскольку я работаю в «Укрінформі», большинство этих снимков я уже видел. Это, так сказать, история Украины. Большинство фото делалось на протяжении года, поэтому по ним можно проследить историю.
Что же касается работы «Севастополь, мыс Форос, Игольчатые скалы», то она была сделана, когда мы отдыхали в Севастополе. Как специалист-корреспондент я всегда беру с собой камеру. Эти скалы я фотографирую уже пять лет. Там очень интересная история: на протяжении пяти лет все говорят о глобальном потеплении. Все время, фотографируя скалы, я обходил с севера и с юга. Раньше воды около скалы было по пояс, а теперь — с головой, не обойдешь. Так что это фото не просто пейзаж — моя пятилетняя серия иллюстрирует глобальное потепление.
Такие выставки, как Фотовыставка «Дня» важны, ведь каждому фотохудожнику хочется показать что-то свое, посмотреть на других авторов, на другие работы. Специалисты и молодежь перенимают что-то друг у друга, дополняют, обмениваются опытом и показывают свое видение тех или иных вещей, событий, явлений.
«ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТО В ОДНОМ МЕСТЕ СОБРАНА СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ»
Алексей ФУРМАН, фотограф, постоянный участник Фотоконкурса «Дня»:
— Мне кажется, что если говорить о том, насколько широко и глубоко показывает Украину Фотоконкурс газеты «День», то в этом году мы определенно видим Украину шире и глубже, мы видим больше разных ее уголков. Тут представлено много фотографий из регионов, из Карпат, например, очень красивые снимки, из украинских сел, о которых тоже стоит рассказывать. Поэтому, думаю, в этом году географически мы отошли от Киева, и теперь видим всю Украину гораздо яснее, в более ярких и интересных красках и ракурсах.
Мне очень понравилась фотография Анатолия Бойко под названием «По ту сторону». На ней изображены несколько детей, за ними — забор, а дальше — советский символ — серп и молот. В этой фотографии есть, хоть и явная, но очень интересная метафора, с который мы в своей жизни неразрывно связаны. Это — наше настоящее, дети — наше будущее, а Советский Союз — прошлое. Это хорошо, когда фотографу, особенно газетному или журнальному, удается в одном снимке уловить столько параллелей и метафор.
В этом году очень сильно вырос уровень фотографий. Я считаю, что во многом это произошло благодаря привлечению молодых авторов. Очень много качественных фотографий с интересными сюжетами. И мне кажется, что из всех выставок «Дня», которые я помню, — это самая яркая.
Я ежегодно подаю работы на фотоконкурс «Дня», потому что в Украине сегодня очень мало хороших конкурсов для фотожурналистов, и если мы, практики, работающие для украинских и международных СМИ, будем игнорировать их, то мы не сделаем мир лучше. Считаю, каждый фотограф, снимающий в Украине, должен подумать о том, чтобы подать свои фотографии на конкурс «Дня». Своим вкладом он сможет сделать конкурс еще лучше. В этом году есть очень много фотографий от моих друзей, коллег, которые раньше не участвовали в фотоконкурсе. Смысл же не в том, чтобы поехать на Донбасс или в Карпаты, снять хороший кадр и заработать на этом деньги, а в том, чтобы рассказывать человеческие истории.
Для конкурса я выбрал фотографии, которые емко и точно, как мне кажется, рассказывают о происходящих событиях. Можно было бы, наверное, выбрать более творческие работы, но я посчитал, что самыми интересными будут информативность и показательность. То есть, чтобы фотографии действительно рассказывали о происходящих событиях. Например, на фото с Вербным воскресеньем в церкви в селе Космач количество вербы просто поражает. Там у людей настолько трепетное отношение к религии, настолько духовное и душевное, что ты просто прикладываешь все возможные усилия, чтобы максимально четко передать это в своих фотографиях.
Ценность тех сюжетов, которые мы снимаем, в том, что у нас еще есть возможность их снять. Вероятно, у наших младших коллег такой возможности уже не будет. Это то, что называется документальной фотографией, то есть мы документируем происходящие события для следующих поколений. По большому счету, этим же занимается газета «День», которая собирает такой классный архив. На этой выставке задокументирован целый год украинской истории. Это очень важно, что в одном месте собрана современная история Украины. Это нагляднее, чем почитать книгу по истории — ты это видишь вживую. Очень здорово быть к этому причастным, рассказывать и показывать это другим людям.
Выпуск газеты №:
№199, (2013)Section
Медиа