Исследуя медиа-айсберг
О влиянии СМИ на общество![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040930/4176-17-2.jpg)
Случай массовой паники, вызванной в 1930-х годах трансляцией по CBS радиопостановки романа Герберта Уэллса «Война миров» (по сюжету которого Землю захватывают марсиане), известен, пожалуй, многим. Однако в истории есть и другие примеры подобных реакций на медиасообщения. Например, в 1874 году один из репортеров газеты New York Herald, обеспокоенный недостаточно высоким уровнем безопасности в зоосаде Сентрал-Парка, выдумал историю о том, что его обитатели оказались на свободе. Сообщение изобиловало жуткими подробностями: до двухсот искалеченных, растоптанных и травмированных людей, около шестидесяти из которых находятся в тяжелом состоянии; двенадцать хищников все еще на свободе и т.п. В конце текста, правда, объяснялось, что сообщение — чистой воды выдумка, но некоторые из читателей текст до конца не дочитали и вышли на улицы с оружием в руках, чтобы отстрелять сбежавших хищников...
Этот пример приводится в книге американских ученых Дженнингза Брайанта и Сузан Томпсон «Основы воздействия СМИ», русский перевод которой вышел летом этого года в издательском доме «Вильямс» (Москва — Санкт-Петербург — Киев). В историческом обзоре темы авторы приводят и много других мало известных большинству читателей фактов.
Взять, к примеру, такую популярную тему, как «насилие и СМИ». Сегодня проблемы взаимосвязи информации (в первую очередь, телевизионной) и агрессивности изучают отдельные ученые и научно-исследовательские учреждения. К ней периодически возвращаются представители законодательной и исполнительной власти. Эксперты разрабатывают рекомендации для соответствующих государственных органов (как это было сделано, например, по результатам работы круглого стола «Агрессивность на телеэкране: оценка специалистов», организованного в апреле Украинским центром политического менеджмента). Бабушки на скамейках не устают обсуждать тлетворное влияние на молодежь современных фильмов и программ. Однако, как пишут Брайант и Томпсон, общественная озабоченность негативным воздействием сцен насилия и порнографии не является исключительным достоянием нашего времени. Оказывается, еще в начале XIX века «в английской журналистике появилось новое течение, которое позже переняли дешевые ежедневные газеты Нового света. В британской прессе юмористические репортажи о ворах, дебоширах, проститутках и других изгоях общества набирали широкую популярность среди читателей и получали весьма нелицеприятную оценку критиков. Появление в 1833 году в США нью-йоркского издания Sun, специализировавшегося на криминальной хронике, вызвало столь же противоречивую реакцию. С одной стороны, новое издание завоевало многочисленных преданных поклонников. С другой стороны, акцент на скандалах, сексе и насилии вызвал критику и озабоченность по поводу пагубного воздействия таких материалов на нравственность читающей публики, круг которой непрерывно расширялся». Прессу, публиковавшую непристойные — по меркам того времени — материалы, называли растлительницей нравов, а редакторов скандальных изданий недовольные читатели, случалось, и били.
Впрочем, обосновывая важность исследования медиа-воздействия, авторы книги отмечают, что воздействие медиа-насилия, порнографии, а также рекламы и новостей — это «только верхушка того огромного и загадочного айсберга, с которым можно сравнить данную сферу исследований». Поэтому охват книги значительно шире. Кроме истории исследований феномена медиа-воздействия, а также ознакомления с различными теориями влияния информации на человека и общество, в ней рассказывается и об основных направлениях исследований. В том числе таких, которые недостаточно хорошо знакомы нашему читателю. Как, например, воздействие масс-медиа на здоровье — начиная от связи телевизионной рекламы и склонности к употреблению алкоголя (а в одном из недавних исследований ученые установили, например, связь рекламы пива во время спортивных трансляций с ростом его потребления среди молодежи) и заканчивая влиянием сюжетов видеоклипов на восприятие добрачных половых отношений. Или характер изображения этнических меньшинств на ТВ — от стадии непризнания до стадии уважения. Или воздействие развлекательных программ: не всем, пожалуй, известно, что в качестве средства убеждения в средствах массовой информации нередко используется... юмор, поскольку он понижает осторожность зрителя и повышает расположение к источнику сообщения.
И поэтому книга Брайанта и Томпсон станет неплохим подспорьем для тех, кто желает получше ориентироваться в информационном хаосе — естественной среде обитания современного человека.
Выпуск газеты №:
№176, (2004)Section
Медиа