Перейти к основному содержанию

Источник инфекции — телевизор

10 декабря, 00:00

Можно ли представить, чтобы на каком-нибудь нормальном ТВ нормальной страны не проанонсировали бы масштабно, массированно Событие — появление в эфире национальной легенды, многие годы, уже почти десятилетия не допускавшей к себе журналистов? Да нет, конечно, представить нельзя. А увидеть воочию — можно, у нас. Я пропустила в минувшее воскресенье в эфире УТ-1 передачу «Расслабьтесь, вы в эфире...» (ТРК «Гравис» по заказу НТКУ). И лишь на следующий день, услышав, что героем программы был на сей раз не очередной наш чиновник или бизнесмен, а встреча была с самой... Линой Костенко, я позвонила автору и ведущему Павлу Богдану, попросив кассету. Думаю, не одна я, а и многие телезрители не знали, что в тот дневной час воскресенья (не прайм-тайм, конечно же) нужно обязательно включить УТ-1. Хотя у меня дома практически не выключаются три телевизора, и 8-летняя дочь наизусть знает тексты реклам всех прокладок и шампуней, анонсов всех боевиков и хит-парадов. А еще, кстати, я пользуюсь программой телепередач, в которой, естественно, о Лине Костенко тоже не было ни слова.

Не знаю, как для кого, а для меня это — лакмус истинного отношения наших чиновников от ТВ к своей стране, народу, нации, личностям, ее определяющим, представляющим ее всему миру и во все времена. Мы уже убедились в том, что не так-то и много времени в наш век нужно, чтобы вот те самые-самые становились «мелкими политическими деятелями» в эпоху... Ну, Лины Костенко, наверняка. Но вы помните мощь анонсирования всех нетленок о Леониде Даниловиче на УТ-1? Всех этих встреч у камина или с красивой девушкой Оксаной Марченко, о которых через десяток лет и не вспомнит никто, и стыдно будет вспомнить?..

Лину Костенко авторы «Расслабьтесь, вы в эфире» снимали в зоне обязательного отселения, в Овручевском и Иванковском районах Житомирской области. С 91 года Лина Васильевна ездит — сначала в 30-километровую зону Чернобыля, теперь — сюда, с историко-культурной экспедицией. Как сказала Лина Костенко, все вместе они, члены экспедиции, пытаются восстановить Украину — хотя бы виртуальную. Чтобы и мы, и потомки могли знать, какой она была. И знать о той деградации, через которую люди, ее населяющие, вынуждены были пройти...

Передача (режиссер — Василий Рыбальченко) очень тонко, с точной камерной интонацией, соткана из коротких интервью с Линой Костенко и ее коллег-друзей, из репортажной съемки посиделок коллег после трудного дня поисков «свидетельств эпохи» из чтения стихов великой поэтессы за кадром. А в кадре в это время мы видим ту самую Украину, еще не виртуальную, но уже мертвую, ту зону, в которой рушатся хаты, оставшиеся без хозяев, никчемно разбросаны вещи, которые на самом деле — осколки памяти. «І поки там, у Києві, співають «Ще не вмерла Україна», — рассказывает Лина Костенко, — я прийшла туди, де вона вже вмерла... І тепер я кожне село на Україні, кожне місто, бачу, як в перспективі — не доведи, Господи, отаке-от, як тут, мертве. Та я думаю, що якщо ми будемо працювати, якщо усвідомимо, що тут сталося, то, може, ми якось перепиним... розповзання цієї гангрени по Україні, тому що інакше і Україна буде звужуватись і звужуватись з усіх боків».

Этот образ, возникший из слов Лины Костенко, — гангрены, зональной инфекции, расползание которой по Украине нам всем необходимо остановить — он, по-моему, был самым потрясающим в передаче. Потому как объемен и точен — во всех смыслах, не только физическом или политическом, но и, наверное, в главном смысле — экологического здоровья наших душ и интеллекта.

А о том, что угроза инфицирования реальна и осязаема, неустанно напоминает нам то же родное ТВ. Честно говоря, написать о профессионализме в кавычках ведения передачи «Доброї ночі, Україно» (УТ-1) Людмилой Травниковой подмывало давно, еще на заре этого проекта от «Эры». Однако тогда подумалось, что, может быть, хроническая неспособность связать два слова и отсутствие минимальной работы мысли — это от малости телевизионного опыта. Однако метаморфозы, которые произошли с Людмилой за прошедшие полгода — из разряда тех, которые, как мне кажется, типичны для нашего ТВ. Болезнь «любви себя в телевизоре» встречается и среди профессиональных журналистов. Однако когда эта хворь овладевает теми, кому, мягко говоря, еще расти и расти — это уже из разряда суперинфекций, которая сейчас буквально косит ряды наших молодых телеведущих.

Первейший симптом этой болезни — извините, хамство. Мягко говоря, пиетета нынче Людмила не испытывает ни к кому. «Як називають тих, хто вчиться на власних помилках? Тільки дурні...» — может сказать ведущая Леониду Черновицкому, признавшему за собой эту слабость. Или, например, способна Людмила Травникова сделать нашего известнейшего мультипликатора Наталью Чернышову всего лишь приманкой для желающих получить от «Эры» два билетика на концерт поп-звезды, и так навязчиво, что больно было смотреть, как подобное неуважение к себе и ее делу гостья студии выдерживала.

Но больше всего добивает хамство не столь прямое, примитивное — а опосредованное. Как можно назвать еще то, что ведущая считает в порядке вещей приходить на эфир совершенно неподготовленной и командовать, скажем, той же г-же Чернышовой: так, быстро, расскажите сами, в каких конкурсах и фестивалях вы участвовали, и т. д., в том же духе, абсолютно со всеми героями программы.

Ну и, наконец, еще один симптом, не менее удручающий — это стремление «опустить» любого собеседника до эдакой милой, даже не салонной, а беседы как бы «между нами, девочками, говоря...». Насколько к иным по уровню темам разговора была готова еще одна гостья студии «Эры» — скрипачка Асия Ахат, а не к обсуждению того, как она бережет свои руки от домашнего хозяйства. И это понимали телезрители, звонившие в студию и задававшие скрипачке глубокие вопросы. Зато надо было видеть, как оживилась Людмила Травникова, выяснив- таки, что Асие помогает домработница. «Классно. Якщо ви не любите займатися господарством — починайте грати на скрипці. І все, ніяких проблем!», — восторженно воскликнула ведущая.

Подобное не только регулярно, из недели в неделю появляется в эфире «УТ-1», но и, судя по всему, приветствуется руководством. Ибо у Людмилы Травниковой есть уже немало последователей на этом канале — тот же Дмитрий Крыжановский («Студия-5» и «Студия-5М») , который так же с трудом лепит одну фразу. Но посмотрите на эти ужимки «звезды», на эту невозможность от себя, любимого, отвести глаза!.. Скажу честно — тошнит. И если сразу невольно с тоской думаешь об уровне тех телечиновников, которые такое допускают и поддерживают в эфире, то потом соображаешь, что как бы для тебя, зрителя, это дело десятое. Гораздо волнительнее то, а какие же они цели при этом преследуют, что же они хотят сделать с нами, какую «гуманитарную» миссию они несут в массы «пипла, который хавает»? Чтоб довести его, народ, уж до уровня растений, что ли?

Какие же приоритеты у нашего государственного, бюджетного ТВ? На УТ-1 нет профессиональной, качественной детской программы — зато есть «Эродром». Нет ни одного острого социального проекта или, скажем так, мелодраматичного социального проекта по типу канувшей в лету — но не по причине непродуктивности идеи — «Улыбки судьбы» на «1+1» или российских «Старая квартира» (РТР), «Ищу тебя» (ОРТ). Зато появляются все новые и новые — но одинаково низкого уровня — «Алло- лото», «Телефортуна» и т. д. Нет популярно-познавательных программ. Единственную качественную публицистическую программу — «Последний адрес» перебросили из прайм- тайма УТ-1 на дневное время УТ-2. Можно еще много приводить примеров. И, конечно, тот факт, что государственный канал уже давно перешел на коммерческие рельсы, можно объяснять хроническим и существенным недофинансированием Национальной телекомпании из бюджета. Мол, им нужно зарабатывать деньги. Но ведь деньги можно и нужно зарабатывать тоже по-разному, как свидетельствуют, кстати говоря, практика не только того же ОРТ, но и наших коммерческих каналов, например, «1+1». И вряд ли особой разницей в финансировании можно было объяснить существенное различие в творческих подходах к информации и аналитике между двумя тоже коммерческими проектами — «7 дней» (УТ-1) и недавно почившими в бозе «Вікна-тижневик» на СТБ. А значит, и в неполитическом ТВ все может происходить отнюдь не по причине просто расхлябанности, а по причине заказа именно на такое ТВ, для такого вполне определенного его воздействия на массовое сознание, особенно мозги молодых.

Кстати, об умении нашего ТВ из мухи сделать слона и «не заметить» главного вновь, после освещения вопроса о месте инаугурации, продемонстрировали и сюжеты воскресных информационно-аналитических программ по премьериаде. Все каналы активно смаковали подробности подковерной борьбы: та фракция заявила то-то, такой-то депутат сказал это... Явно не обошлось без набирающей силу информационной «драчки» кланов. Казалось бы, если о Валерии Пустовойтенко как о своей кандидатуре заявил Л.Кучма, то кому же, как не пропрезидентским каналам, поддержать только что избранного главу государства? Но ничего подобного. Особое «вольнодумство» проявил «Интер» («Подробности недели») . Сладкие песни о «Злагоде» давно сменились тут намеком: пора и честь знать. Несколько глубже и менее заангажированно подошел к теме СТБ, где в воскресных «Вікнах-бізнес» пытались проанализировать, что даст Кабмину каждая из кандидатур на пост премьера, чем может закончиться премьериада. Но, увы, ни на одном канале и не подумали задаться вопросом: а что, собственно, следует ждать народу, стране от прихода на должность того или иного премьера? Что ждет нас в случае «взятия» поста Пустовойтенко или Деркачем, или Кинахом, или Медведчуком?.. И дело ведь не в том, что тех, кто нажимает на кнопочки на нашем ТВ, это совсем не волнует. Волнует, да еще как, пусть и со специфической точки зрения собственных интересов, к примеру, к тем же облэнерго. Вон как «Интер» обеспокоен судьбой граждан, страдающих от отключения электричества. Их, «хозяев жизни и ТВ», как раз очень беспокоят реальные последствия того или иного премьерства. Но разбираться с этим они хотят исключительно между собой, вне какого-либо любопытствующего («а что это вы тут делаете?») дяди Василия-слесаря. Поэтому Василию — футбол, куда можно напихать еще и «нужной» рекламы, бабе его — «Быть женщиной» в прайм-тайме, а детям — «Студию-5» с ведущими, косящими под полных идиотов. И — ша, УТ-1 — единственный канал, доступный практически всем жителям страны. Так что выключайте мозги, дорогие сограждане. Они вам уже давно не нужны. И есть ли на нашем государственном ТВ тот, кто захочет сказать обратное? Я уж не говорю о том, чтобы сделать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать