Из истории «болезни»: «кучмизм» и украинское телевидение

Александр Ткаченко на встрече с Летней школой журналистики «Дня» («О кривой телеценностей», «День» №№125-126 от 17-18 июля с.г.) по объективным причинам почти не касался некоторых измерений новейшей истории телевидения Украины, связанных с политикой. Ведь в его нынешней ипостаси генерального директора «1+1 media» некоторые вещи приходится оставлять, как говорят, «за кадром». Вот только картина развития телевидения за последние четверть века получается неполной.
Первый этап преодоления советчины начался еще при СССР, в последние годы его существования, когда на УТ-1 появились программы прямого эфира, где принимали участие не компартийные пропагандисты, а ученые, литераторы, недавние диссиденты, представители диаспоры. Это было открытие — нормальные, идеологически не зашоренные люди, которые просто сидели и говорили об интересных вещах! Разумеется, как на сегодня, архитектоника этих программ была очень наивна и нединамична. Но люди в них принимали участие интересные, и это тогда было главным.
А начали новации дискуссии в прямом эфире секретаря ЦК КПУ по идеологии Леонида Кравчука и профессора философии Мирослава Поповича, если не ошибаюсь, весной 1989 года о целях и методах деятельности создаваемого тогда Народного Руха Украины «за социалистическую перестройку» (эта приставка вскоре закономерно отпала, а Рух стал могучим фактором политики).
Следующий этап изменений на украинском телевидении — первые годы независимость. Так, на УТ-1 был официоз, но и программы прямого эфира сохранялись. А на УТ-3 (был и такой канал) появлялись экспериментальные развлекательные программы, тоже очень наивные, но тогда это выглядело как открытие новых горизонтов. Были и «Новини УНІАР» на телеканале ЮТАР, была и трансляция «Евроньюз» уже не помню, где именно, был и ІСТV — первый телеканал, где пошли в эфир западные сериалы, фильмы, развлекательные программы и мультики на украинском языке. Причем хорошем украинском. Ну и «Миколина погода» вдобавок.
Помню, как русскоязычные дети в нашем дворе, обсуждая сериалы о трансформерах или пересказывая очередные коленца гениально, с моей точки зрения, дублируемого на этом канале сериала «Альф», переходили на украинский.
И именно тогда появились первые украинские сериалы, еще государственного производства. Многосерийная экранизация «Сада Гетсиманского» Багряного — и продолжение (однако уже односерийное) этого фильма под названием «Тигроловы». Украинско-польский «Аквариум» — экранизация романа Виктора Суворова.
Не случайно, по-видимому, Матвей Ганапольский, который в 1994 году приехал в Киев из Москвы, написал тогда — когда включаешь телевизор, то понимаешь, что Украина — это совсем другое государство. Конечно, преувеличивать достижения того времени не приходится, но все же курс был взят правильный.
Ну а затем пришел Кучма. И средств на государственное производство фильмов не стало. А бизнесменов никто не поощрял спонсировать отечественные фильмы, как это делалось в России. Поэтому «Тигроловы» и вышли в 1995 году в одной серии. Поэтому же фильм «Страчені світанки», высоко оцененный таким экспертом, как автор «Дня» профессор Борис Соколов, тоже был односерийным.
Создавался в те годы еще один весьма своеобразный сериал — «Тарас Шевченко. З». Его жанр — учебно-художественно-просветительский. Первые три серии сериала вышли в 1992 году. Еще три серии — в 1994 году. Еще четыре серии (каждая в двух частях) — со скрипом в 1997 году. Ну а завершения этот — по замыслу, 12-серийный фильм — так и не получил. Что, кстати, лишний раз характеризует не только персону Леонида Кучмы и годы кучмизма, но и период правления «самого украинского президента» Виктора Ющенко и его самого.
Еще до пришествия Кучмы началась подготовительная работа к съемкам сериала «Роксолана», который получил небывалый успех у широкого круга зрителей. Сами съемки начались в 1995 году; первые два сезона сериала были показаны во второй половине 1990-х, а съемки завершающей части тянулись вплоть до 2003 года, когда был завершен (можно сказать — домучен) третий сезон сериала, впервые показанный по украинскому телевидению аж в 2006 году, после чего запись с украиноязычным озвучением загадочно исчезла.
Иначе говоря, кучмизм воцарился и на телевидении.
Его главные «достижения» — убийство новорожденного производства украинских телесериалов, ликвидация прямых эфиров (ток-шоу, если кто-то помнит, шли в записи и подвергались беспощадной политической цензуре) и уничтожение независимых телеканалов. Кучмизм так построил политику в области масс-медиа, что независимые телеканалы стали собственностью олигархов или «легли» под клановые группы, а упомянутый канал ІСТV вообще стал «семейным» и сразу после перехода в новые руки — почти тотально русифицированным. Наихудшим здесь стала русификация детей — украиноязычные мультфильмы исчезли с телеэкранов.
Вообще говоря, кучмизм на десятилетие остановил развитие украинского телевидения, а во многих моментах отбросил его в имперско-советское прошлое.
Однако надо отдать должное «плюсам», которые представлял Ткаченко, — они в конце 1990-х -начале 2000-х давали западные сериалы и фильмы в переводе (и хорошем!) на украинский. Скажем, «Храброе сердце» и «Патриот» в украиноязычном варианте «звучат» вовсе не так, как в русскоязычном — шотландцы и американцы воспринимаются как побратимы украинцев в борьбе за национальную независимость против деспотичного порабощения другими.
А затем все телепространство заполонили российские фильмы и сериалы, а вдобавок продукты «совместного производства», которые все вместе утверждали «русский мир». Мол, Украина и Россия — это то же самое, «какая разница»? Украинские актеры, сюжеты, сценаристы, «совместное производство» — а действие все равно разгорается в «российской глубинке». Скажем, в удельной российской культуре нет феномена ведьмы, это европейское (и украинское) явление — но с легкой руки сценаристов из Украины в «совместных» фильмах и сериалах появилось и продолжает появляться немало ведьм.
Начало этому, впрочем, было положено тоже «плюсами» — сериал «День рождения буржуя». Я случайно посмотрел только одну серию и запомнил проезд главного героя на автомобиле от метро «Арсенальная» на Подол, где его остановил гаишник почему-то с российскими эмблемами. Действие разворачивается в Киеве, но, очевидно, чтобы не шокировать российского зрителя трезубцами с сине-желтыми нашивками, и прицепили эти эмблемы. А первые сезоны тоже «совместного» сериала «Смерть шпионам», которые вышли уже при правлении Ющенко? И Винниччина, и Полесье, и Слобожанщина — «русская земля», где только одиночные персонажи разговаривают на искалеченном украинском.
Я коснулся только некоторых телесюжетов прошлой четверти века. Повторю еще раз: кучмизм затормозил развитие украинского телевидения на десятилетие, а по некоторым позициям отбросил его назад. И это сегодня надо помнить.
Выпуск газеты №:
№130, (2015)Section
Медиа