Из жизни медиао лигархов
С обложки новой книги известного украинского эксперта по вопросам телевидения и радиовещания Ивана Мащенко на читателя смотрит Ананова — первый в мире виртуальный диктор, «работающий» в Интернете. А вот материалы под обложкой тома «Лики і лиця телерадіопростору» посвящены персонажам куда более реальным. Как отмечает Иван Машенко, книга, прежде всего, об известных персоналиях «из того сегмента телевидения, который касается его организационно-финансовой сферы. В этот раз внимание автора привлекли, в частности, самые крупные медиаолигархи мира. И хотя на таком фоне наши отечественные творцы «электронной прессы» выглядят еще довольно скромно, однако у них все впереди».
Впрочем, некоторые зарубежные медиамагнаты, уже вошедшие в новейшую историю, в определенном смысле — тоже «наши». Взять, к примеру, Роберта Максвелла. Создатель транснациональной корпорации семейного типа «Максвелл Комьюникейшнз» и будущий миллиардер родился в 1923 году в бедной еврейской семье... в закарпатском селе Солотвино. О том, как сложилась его дальнейшая судьба, рассказывается в одной из глав книги. Но примечателен тот факт, что уже став английским лордом, Максвелл не забывал о своей родине. И возможность побывать на ней у медиамагната появилась — в 1978 году, после того, как в принадлежащем ему издательстве «Pergamon Press» вышло на английском языке шикарное издание трилогии Леонида Брежнева («Малая земля», «Возрождение», «Целина»). Понятно, что, издавая эти книги, Максвелл руководствовался отнюдь не идейными соображениями: выход «творений» советского генсека оплачивался валютой из казны Госбанка СССР. Тем не менее, брежневская трилогия сослужила медиамагнату добрую службу, и когда он приехал в столицу СССР, отказа ему ни в чем не было. Было удовлетворено и желание гостя Леонида Ильича побывать в Украине — естественно, под присмотром. Родное селение Максвелла выглядело так убого, что во время обеда в ресторане он предложил председателю сельсовета один миллион на обустройство Солотвино. Но, по понятным причинам, советский человек не смог принять столь крупное пожертвование от «акулы» западного медиабизнеса... Впрочем, пиш ет Иван Мащенко, не исключено, что через некоторое время Роберт Максвелл надолго бы вернулся на свою родину: когда в конце 1980- х в Восточной Европе происходили бурные демократические процессы, его внимание привлекла пресса этой части континента... До распада СССР он не дожил всего лишь около месяца.
Украинские корни были и у еще одного всемирно известного медиаолигарха — основателя американской телекорпорации Си-Би-Эс Уильяма Пэйли. Его дед, Исаак Палей, был владельцем лесопильной фабрики под Киевом и переехал с семьей в США в конце XIX века. Правда, в отличие от Роберта Максвелла, Уильяма Пейли ностальгия никогда не мучила: неудержимого желания посетить землю предков он не испытывал и к тому же ненавидел коммунистическую «совдепию».
Описываются в книге Мащенко и более известные читателю персонажи — например, «телевизионный премьер» Сильвио Берлускони и бывший российский медиаолигарх Борис Березовский.
Впрочем, не только медиамагнаты попали в поле зрения автора книги. Отдельный ее раздел посвящен «славянскому следу» американского радио и телевидения. Еще один — украинской «Студии «1+1» и ее основателю Александру Роднянскому. Привлек внимание автора и «феномен Кашпировского» — с учетом того, что и до сих пор еще «жив курилка». А завершает книгу раздел «Телевизионные актуальности газетной строкой», в который вошли статьи Ивана Мащенко, ранее публиковавшиеся в отечественных газетах и посвященные проблемам, не исчерпавшим себя и сегодня. Особо приятно отметить, что половина из этих не утративших актуальности статей в свое время впервые появилась на страницах «Дня».
Выпуск газеты №:
№5, (2004)Section
Медиа