Как Homo economicus вытесняет Homo sapiens
Французский писатель-эссеист Оливье МОНЖЕН: «Проблема Европы на сегодняшний день — это утрата ценностей, с которых все начиналось»
«Сейчас Европа переживает не только экономический кризис, но и глубоко духовный», — такое убеждение выразил французский писатель-эссеист, философ Оливье Монжен в контексте дискуссии «Понять глобализацию» в киевском книжном магазине «Є». По словам пана Оливье, философия и теология оказались на маргинесах. «Уже нет ценностей, которые существовали в ХХ веке, зато на первый план вышла культура потребления», — говорит французский философ.
Во время дискуссии Оливье Монжен коснулся сразу нескольких аспектов глобализации: влияния цифровой революции на сознание человечества, урбанизации общества и возможности или невозможности существования интеллектуальной среды в условиях материалистических стандартов.
Глобализация не была бы возможной без технологической революции, которую пан Оливье считает намного важнее, нежели промышленную. Всемирная паутина Интернета посодействовала быстрой интеграции людей из самых отдаленных уголков мира. В то же время цифровая революция изменила восприятие литературы, авторов, писателей. Появилась необходимость продумывать экономические модели между цифровыми и интеллектуальными стандартами. «Цифровые технологии меняют образ мышления, — говорит Оливье Монжен. — Современные реалии побуждают работать иным способом, и здесь мы еще не видим проблему. Угроза в другом — Homo economicus вытесняет Homo sapiens».
Разумеется, мы не можем сводить все проблемы к одному источнику — тирании рынка, однако именно проблема занятости и безработицы, а также стандартизация потребностей человека стали платформой для развития Homo economicusа. Открытие новых рынков формирует «культуру» потребителя и, как следствие, приводит к реструктуризации общества — все больше количество людей выезжает в города. Человечество заболевает урбанизацией. «7% населения мира проживает в городах. Китайцы, которые проживают в мегаполисах, даже имеют специальные пластиковые карточки-пропуски», — рассказывает Оливье Монжен, интересующийся культурой Востока. Да, проживание в городе не всегда тождественно мещанству во всех его проявлениях, но в конце концов мы приходим к стандартам так называемой американской мечты — шикарный дом, новое авто и престижная работа. Так не уничтожит ли глобализация интеллектуальную среду в целом? И волнует ли украинский вопрос западных интеллектуалов?
«После 1999 года интерес французских интеллектуалов к Восточной Европе снизился, — отвечает пан Оливье. — Мы интересовались положением диссидентов, даже чаще бывали в Польше, чем в Париже в то время. Я лично знал Леха Валенсу. Были журналы, близкие по духу к Esprit (Esprit — французский литературный журнал. Оливье Монжен — руководитель журнала Esprit с 1988 года). Теперь контакты становятся более отдаленными. На данном этапе события в России и фигура Путина больше привлекают внимание французских интеллектуалов. Однако я являюсь учеником Рикера и считаю, что есть вещи, которые стоит забывать. Мы живем в обществе, которое перенасыщено памятью. Мы должны научиться отделять память от непамяти. Активная память — тяжелая и ненужная. Но сразу скажу — я не имею в виду концентрационные лагеря или уничтожение евреев, о которых писал Тимоти Снайдер».
Поэтому в итоге дискуссии пришли к выводу, что междунациональное интеллектуальное сообщество может существовать при условии возобновления утерянных ценностей. Французская революция породила прекрасный девиз — «Свобода, равенство, братство», и уже во время Второй мировой войны его заменили на: «Робота, семья, родина». Так не в этом ли корень проблемы — в незаметной подмене стандартов?
Выпуск газеты №:
№92, (2013)Section
Медиа