Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как «кремлевськие чекисты» «зомбируют» миллионы россиян

06 ноября, 12:01
ФОТО REUTERS

О том, что постпутинская Россия может оказаться еще страшнее путинской, в последнее время говорят и пишут много. Такие опасения возникли не на пустом месте — их подоплекой является наличие десятков миллионов не только пожилых, но и молодых сталинистов-путинистов, воспитанных и мобилизованных Кремлем. «За последние 15 лет в России появилось целое поколение, воспитывавшееся в духе русского шовинизма и великодержавности. Москва, на его взгляд, — это «третий Рим», новый центр мировой силы, с которым все должны считаться, как когда-то считались с Советским Союзом, — пишет, например, киевский аналитик Анатолий Октысюк. — Поэтому новая российская геополитическая парадигма сама по себе исключает наличие политически и экономически независимых государств, возникших на постсоветском пространстве. В первую очередь речь идет об Украине, появление которой на мировой карте многие в РФ до сих пор считают геополитическим «недоразумением». Даже в либеральных кругах».

Что ж, Анатолий Октысюк прав в том, что «поколение империи» уже сформировано. А вместе с тем реанимирована и усилена генерация брежневистов-сталинистов (кому за 50, помнит, как в 1970-х портретики Сталина красовались в каждом втором авто...) и в то же время сломана и маргинализирована «генерация Цоя» (помните — «Мы ждем перемен!»).

Причем на виду у всего мира и при активном соучастии многих граждан Украины. Но о роли последних чуть позже; сначала обратим внимание на вовлечение во все эти процессы российских масс-медиа, прежде всего печально известного «ящика», то есть телевидения.

За последние недели автор этих строк заставил себя посмотреть или пересмотреть целый ряд российских лент и сериалов на тему советской истории, особенно о временах Второй мировой войны (мифологема «спасителей человечества» — один из главных краеугольных камней идеологии путинизма). Бросается в глаза широкое использование кадров кинохроники и хронологических привязок для придания фильмам псевдодокументального характера, хотя в действительности речь идет о построении фальсифицированного, а то и полностью фейкового с точки зрения исторической достоверности мира. При этом сначала в России расшатывалась сама установка на хотя бы мнимую правдоподобность, а затем заряженный «верной» идеологией параллельный мир заместил собой историческую реальность. При этом речь идет не о десятках или даже сотнях лент — речь о сплошном потоке, о круглосуточном господстве на телевидении созданного пропагандистской машиной социально-мифологического мира, где отдельные качественные и относительно правдивые фильмы вплетаются в общую канву и воспринимаются массовым зрителем России вовсе не так, как их воспринимаем мы — те, кто не погружен в телепутинскую мифореальность. Скажем, телесериалы «Истребители» и «Истребители-2» производства Star Media сделаны на неплохом художественном уровне и не слишком искажают историю, но в российском телепространстве они работают на полную и окончательную победу путинизма. Так же работает на путинизм и якобы критический относительно сталинщины сериал «МУР есть МУР» — о буднях московских криминалистов 1953 года, но в каждую серию вмонтирована какая-то мифологема. Я досмотрел этот фильм до 4-й серии, где его персонажи отмечают вместе со всем советским народом День Победы — выходной день, салют праздничный, танцы и возлияния всеобщие... «Спасители человечества», одним словом. На самом же деле этот день был праздничным с 1945 по 1947 включительно — и с 1965-го. А в промежутке «по просьбе трудящихся» его сделали буднем: без салютов, без парадов, без торжеств... И ничего, стерпели фронтовики такое надругательство от товарища Сталина — само признание этого факта разрушает целую кучу мифологем... Ну, а в придачу персонаж фильма мурлычет: «Этот день победы» — песню 1975 года...

ЗАДАЧА ПУТИНСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

А вот сериал, содержание и название которого корреспондируются с предыдущим: «МУР. Третий фронт». Действие разворачивается на протяжении всей немецко-советской войны с экскурсами в послевоенное время. С одной стороны, часть партийно-чекистской верхушки выставлена в сериале в непривлекательном свете. С другой стороны, если бы не героические бойцы товарища Берии (а уголовный розыск входил в НКВД), то Москва бы пала. И опять же, необходимые для построения мифологем точечки над «і»: оказывается, паника в Москве осенью 1941-го была вызвана не бездарностью советского руководства, а действиями немецкой агентуры. А летом 1942-го, оказывается, проклятые американцы не хотели открывать «второй фронт». Какой «второй фронт»? Тогда, после Перл-Харбора, американцы отбивались от наступления японцев — и в конце концов отбились и перешли в наступление на Тихом океане. И кем бы они этот «второй фронт» открыли? Высадив в Европе на погибель необученных новобранцев? Даже тогдашняя советская пропаганда не упрекала американцев в том, что сразу не открыли «второй фронт». Однако они его открыли — высадившись в Северной Африке как раз накануне советского контрнаступления под Сталинградом и отвлекши на себя немецкие резервы и внимание Гитлера. Но одна из главных задач путинской пропаганды, умело вмонтированной в якобы политически нейтральные или даже прогрессивные фильмы, — как можно больше оплевать «пиндосов», любой ценой.

Та же линия — свалить идиотизми и преступления советской системы на немецкую агентуру — чувствуется и в сериале «Убить Сталина». По фильму, аресты и расстрелы лучших советских военных перед войной с немцами произошли с подачи агентуры Абвера. Аресты действительно были — с мая по июль 1941 года, главным образом по так называемому делу авиаторов. Возможно, к этим арестам действительно приложила руку немецкая разведка (почти все документы относительно них до сих пор не рассекречены). Но на самом деле расстрелы десятков генералов и старших офицеров произошли уже после начала войны, когда чекисты — по фильму — уже знали об абверовской фальшивке, в октябре 1941 и в феврале 1942 года! Фильм же нивелирует идиотизм и преступность советской системы, все ее вины переведя на козни немецкой разведки...

Но главное в другом. В 1941 году нацистам было ни к чему уничтожать Сталина, потому что Красная армия терпела поражение за поражением, и это в Берлине не без основания связывали с уровнем военной некомпетентности «вождя всех народов». Так зачем было тратить колоссальные усилия на то, чтобы его убирать? Лишь в 1943-1944 годах действительно были предприняты попытки терактов против командования Красной армии и Сталина. Но тогда на фронтах была принципиально другая ситуация. Перенос этих намерений в 1941 год — это попытка представить систему сталинизма эффективнее, чем на самом деле. А еще — в который раз пропеть осанну «компетентным органам», которые хоть и ошибались иногда, но преодолевали все трудности и обеспечили победу «спасителям человечества»...

ЦИНИЧНАЯ ЛОЖЬ

Рассказ о формировании в России с помощью фильмов и сериалов «поколения империи» можно продолжать до бесконечности, но самое грустное в нем то, что в этом формировании участие принимали и украинцы — от именитых актеров до участников массовок. Скажем, «группа компаний» (как она официально зовется) Star Media — частично украинская. А это же их сериал — «Убить Сталина». Они сделали и небесталанный цикл сериалов «Смерть шпионам», где воспевается советская контрразведка СМЕРШ, уничтожившая десятки тысяч ни в чем не повинных людей. И циничная ложь в этих сериалах присутствует. В первом из цикла сериалов утверждается, скажем, что в 1944 году нацисты получили от французов разработанные Жак-Ивом Кусто акваланги. Но ведь Кусто был участником Движения Сопротивления, а потому ничего нацистам передать не мог! Я уже не говорю о том, что выпуск аквалангов начался в 1946-ом. Но для того, чтобы оплевывать Запад, все средства хороши... Ну, а во втором сериале, действие которого разворачивается в Крыму в 1944—1945 годах, авторы «забыли» хотя бы упомянуть о депортации народов с полуострова — зато показано, что выселяли лишь тех, у кого не было прописки. И главное: практически все персонажи сериалов, действие которых разворачивается на территории Украины, разговаривают на русском языке, еще и с «мааасковским» акцентом. Таким образом, Украина — это «русский мир», не так ли?

Стоит вспомнить и имперско-пропагандистские фильмы «Тарас Бульба» и «Матч смерти», снятые в Украине при участии известных украинских актеров; и не менее пропагандистский телесериал «Белая гвардия», где в массовых сценах снимались студенты Могилянки. Этот сериал характерен и откровенной украинофобией, и тем, что позитивные персонажи, которых играют российские актеры, вколачивают в подсознание десятков миллионов зрителей, что в Киеве интеллигенция разговаривает не просто на русском языке, а на русском с тем «мааасковским» акцентом. И так далее, и тому подобное — поистине, в формировании «поколения империи» средствами российского телевидения украинцы слишком часто играли роль «нации сержантов» (В.Стус) при кремлевско-лубянском «верховном стерхе»...

Что ж, не случайно на Западе многие боятся отхода Путина от власти — мол, его преемники могут быть еще хуже. Но чем дольше будет продолжаться правление «кремлевских чекистов», тем более зомбированными станут десятки миллионов россиян, и не только россиян, но и всех, на кого влияет «русский мир»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать