Как «перезагрузить» медиа-сферу
Эксперты «Дня» — о политике государства в сфере медиа и задачах, которые будут поставлены перед новым составом Нацсовета
В течение последних месяцев к украинской власти постепенно приходит осознание важности обеспечения информационной безопасности страны. Так, недавно вслед за Информационно-аналитическим центром СНБО было создано Управление информационной безопасности Национальной гвардии Украины. Один из первых проектов управления — газета АТО «Україна єдина». В то же время упомянутые шаги вряд ли можно считать достаточными — информационной политике, которую проводит государство, крайне недостает единой стратегии и координации. Украинцы испытывают острый недостаток оперативной и точной информации относительно вооруженного конфликта на востоке страны, не всегда удается объяснить и донести до общества собственную позицию руководства государства. Отечественное телевидение с помощью сериалов и развлекательного контента опосредствовано продолжает распространять идеи «Русского мира», а государство, кажется, не может ничего с этим сделать. О собственном виденье проблемы, а также о роли Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания как государственного регулятора в сфере медиа рассказывают эксперты «Дня».
«ПРИЗЫВАЮ ЖУРНАЛИСТОВ ИЗБРАТЬ ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ»
Юрий СТЕЦЬ, народный депутат Украины, руководитель Управления информационной безопасности Национальной гвардии Украины:
— В Украине актуальна проблема информационной недостаточности — недостает оперативного освещения проведения АТО, действий Нацгвардии и тому подобное. Телевидение и журналисты других медиа должны прилагать больше усилий, чтобы люди, рискующие своей жизнью ради сохранения целостности Украины, представали в их материалах настоящими героями, а не статистикой. Разумеется, это — проблема не только журналистов. В прошлые годы уничтожали не только армию — зачистили также информационное поле. Сейчас крайне важно наладить эффективную коммуникацию между Вооруженными силами, Нацгвардией и пограничниками — все должны знать в частности и о героических поступках наших бойцов. На мой взгляд, решение министра внутренних дел Арсена Авакова относительно создания Управления информационной безопасности имело целью в течение кратчайшего времени максимально упростить получение информации журналистами от силовиков. Я сделаю все возможное, чтобы буквально в продолжение недели мы наладили эту связь.
Приглашаю всех коллег приобщаться и присылать в созданную газету АТО «Україна єдина» свои материалы, которые бы поднимали дух украинских военных. Кроме силовиков, ее будет получать и мирное население захваченных городов — с этой целью будут проводиться отдельные спецоперации. Любая поддержка с «большой земли» сегодня очень важна для тех, кто находится в зоне АТО. По всей стране к нам обращаются волонтеры, готовые помогать печатать и распространять газету. Думаю, что в течение недели мы выйдем на тираж в 100 тысяч экземпляров.
Как член Комитета по вопросам свободы слова и информации, могу сказать, что мы прилагаем все усилия, чтобы Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания как можно скорее получил новых членов. Я буду говорить с Президентом, чтобы среди членов этого органа появились и его представители. Сегодня перед Нацсоветом стоит много важных задач. Во-первых, необходимо взять под контроль информационное пространство, прежде всего на востоке — возможно, это не слишком демократично, но мы находимся в состоянии войны. Следует немедленно возобновить на этой территории трансляцию украинских каналов и выключить каналы агрессора. На сегодняшний день уже удалось возобновить украинское вещание в кабельной сети «Триолан». Кроме того, мы должны жестко реагировать на попытки распространения «Русского мира» отечественными вещателями. Это касается и шоу-бизнеса, и сериалов. Сейчас нам не до игр, мы должны действовать по такой схеме: предупреждение от Нацсовета, а если не помогло — выключение из эфира. Сегодня нам приходится балансировать на грани цензуры. Я лично общаюсь со многими журналистами и призываю их избрать государственническую позицию, это — их гражданский долг.
«ТРИ ПОСЛЕДНИХ СОСТАВА НАЦСОВЕТА НЕ ВЫПОЛНЯЛИ СВОИХ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАКОНОМ ФУНКЦИЙ»
Николай ГРИЦЕНКО, медиа-эксперт, с 1995 до 2008 года работал в аппарате Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания на разных должностях, в частности начальником отдела связей со СМИ и общественностью:
— Кроме первого и второго составов Нацсовета, все последующие избирались по принципу лоббирования интересов. Причем интересы медиаолигархических структур могли представлять не только центральные каналы, но и союзы кабельного телевидения, и даже общественные структуры — наподобие Независимой ассоциации телерадиовещателей. Почти каждый из членов имел за собой шлейф заинтересованных лиц из медиа-сферы. Это привело к тому, что по крайней мере три последних состава Нацсовета не выполняли своих четко определенных законом функций. К сожалению, вместо развития отрасли и контроля над телерадиосферой Нацсовет преимущественно занимался распределением в закрытом режиме телерадиовещательного пространства. Несмотря на проведение конкурсов, все решения принимались в пользу тех или иных мощных телерадиокомпаний. Такое положение дел имело место как при Ющенко, так и при Януковиче. Все это привело к полной бесконтрольности телерадиовещательного пространства. Ни одна из мощных медиа-компаний, нарушавших закон, не была привлечена к ответственности. Все частоты получали центральные каналы, что сделало невозможным развитие местного телевидения и радиовещания. Абсолютный беспорядок господствовал и в распределении рекламного рынка — при попустительстве Нацсовета произошел незаконный заход мощных центральных телевещателей в регионы, что лишило ресурсов местные каналы.
Относительно кандидатур, обсуждаемых в контексте следующего состава Нацсовета, могу сказать, что некоторые из них в течение длительного времени были членами общественного совета при Нацсовете. Честно говоря, пока я работал в аппарате Нацсовета, не заметил за этим органом какой-то особо выразительной позиции относительно того беспорядка, который происходил. С другой стороны, не имею оснований не доверять, например, Тарасу Шевченко и Татьяне Котюжинской или же говорить, что эти люди не являются профессионалами. Надеюсь, в ситуации, когда от них будут зависеть конкретные решения, они будут действовать в первую очередь на благо слушателей и зрителей, а не владельцев каналов. Кстати, именно Котюжинская в свое время, когда входила в состав общественного совета, декларировала свою принципиальную позицию и была серьезным раздражителем для всей системы. Впоследствии ее вытеснили из этого органа. Тарас Шевченко в свою очередь не замечен в принадлежности к лоббистским структурам, и это очень важно.
Законодательная база предоставляет Нацсовету довольно большие права — вопрос в том, насколько он готов ими пользоваться. Единственное, что бы я предлагал изменить в законах — это принцип ротации членов этого органа. Сегодня она фактически невозможна — можно менять только весь состав полностью. Члены Нацсовета должны быть ответственны за то, как они исполняют свои обязанности. Здесь работает та же логика, что и с депутатами и судьями. Кроме того, как по мне, первым же решением нового состава Нацсовета должно быть обращение к парламенту по поводу внесения изменений в закон о телевидении и радиовещании, которые бы перенесли выдачу лицензий в плоскость открытых аукционов. Это было бы честно и дало бы дополнительные доходы бюджету страны. Но далее возникает вопрос ответственности — должны быть предусмотрены реальные механизмы санкций для телерадиоорганизаций за нарушение условий выдачи лицензии и реальные механизмы их отозвания. Эти два ключевых фактора изменили бы всю структуру деятельности Нацсовета.
Выпуск газеты №:
№120, (2014)Section
Медиа