Художественная провокация
Ночью с 1 на 2 июня в 01.35 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и известный фильм датского режиссера Ларса фон Триера «Догвилль»
Фильм знаменитого датского кинопровокатора, одного из самых выдающихся кинохудожников современности Ларса фон Триера «Догвилль» увидел свет в 2003 году и растревожил Каннский фестиваль. За эту картину фон Триер был признан лучшим режиссером года по версии Европейской киноакадемии.
«Догвилль» также известен очередным формальным экспериментом когда-то автора «Догмы 95» — вдохновляясь театром Брехта, мастер свел декорации фильма до минимума, многие из них просто обозначив мелом на полу в студии. Хотя это не помешало ленте быть правдиво кинематографической.
Сюжет разворачивается в Соединенных Штатах Америки 1930-х годов во времена Великой депрессии. Дочка гангстера Грейс не может принять кровавое ремесло отца и переезжает в городок Догвилль. Местные прячут ее от банды гангстеров, а Грейс стремится отработать за гостеприимство. Но через какое-то время спасители начинают требовать от нее невозможного...
Ларс фон Триер является автором таких незабываемых и провокативных фильмов, как «Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте», «Антихрист», «Меланхолия», нынешняя «Нимфоманка». Он автор тех лент, которые постоянно будоражили и будоражат общественное мнение. Как говорится, разрывают интеллектуальную публику пополам.
Иначе и быть не может, когда создатель всегда говорит о главном — художественными сюжетами и кинохудожественными средствами затрагивает самые болезненные, самые сложные вопросы, которые, собственно, стояли и всегда стоят перед человечеством, перед каждым человеком, но которые наш ум часто готов усыпить. Они же между тем никуда и никогда от нас не деваются...
Эти проблемы обостряются в жизни едва ли не каждого человека, любого общества в критические моменты существования либо же на грани между бытием и небытием. Фон Триер настаивает: каждый день о них не стоит забывать, ведь это правда о человеке, о каждом из нас. И как бы адски не обстояло дело с этой правдой, ее нужно знать.
Ведь, скорее всего, такое знание является отправным пунктом на пути к изменению устоявшегося порядка вещей. И как бы ни было сложно изменить человечество, наверное, его все же можно изменить, но только когда ты готов изменить его в себе. По крайней мере, готов попробовать это сделать.
Ну а «Догвилль» сразу же после каннской премьеры многие признали несомненным шедевром. Вместе с тем, другое крыло критической общественности традиционно, как в адрес фон Триера, назвало его фильм очередной провокацией и чуть ли не политическим памфлетом.
Здесь стоит отметить, что искусство и является тем правдивым полем, где должна расти провокация. Это не политика, где провокация часто приводит к человеческой крови. Провокация же художественная — она вызывает не только эмоциональное, но и, как правило, интеллектуальное возмущение. Собственно, в данном случае имеем признак настоящего искусства, которое не обслуживает, а будоражит.
Что же касается политичности «Догвилля», то она заключается якобы в программном антиамериканизме задуманной фон Триером трилогии — второй снятой из нее лентой является «Мандерлей», в которой рассматриваются моральные аспекты рабства, а третьей когда-то должна стать картина под названием «Вашингтон».
Так вот, этот самый «антиамериканизм» Триера является, скорее, как говорится, «европейским зрительским продуктом» из рода обычной человеческой психологии — мол, если такой ужас, то это не о нас! На самом же деле режиссер писал сценарий и снимал о подданных Датского королевства. А еще со времен незапамятного Гамлета известно — все это прямо из нашей жизни...
Стоит лишь заметить, что в «Догвилле» Ларс фон Триер обратился к теме и проблеме мести в человеческой жизни, а еще он размышляет над тем, что такое понятие как «добро» никоим образом не является абсолютным. Также в «Догвилле» датский кинорежиссер последовательно исследует природу добра и его ипостасей — красоты, любви, благодати, доказывая невозможность их, я бы сказал, автоматического существования на земле. За всем этим, как и за злом, всегда стоит конкретный человек.
И обратите внимание на финальную коду фильма, ее фон Триер перенес на заключительные титры — это невероятной силы пронзительные драматические фотографии времен Великой депрессии в Соединенных Штатах.
В специальном сюжете программы будет идти речь об образе женщины в фильмах Ларса фон Триера, который является принципиальным и определяющим в его творчестве.
Выпуск газеты №:
№97, (2014)Section
Медиа