Кино из одного кадра
Журналист «Громадського ТБ» Богдан Кутепов представил свой собственный проект«Иногда лишь один взгляд значит больше, чем целая речь», — считает Богдан Кутепов. Поэтому его видео насыщены «закадровым» контекстом — кулуарными или внесценными майданными разговорами, неожиданными встречами, выражениями лиц политиков крупным планом. Поэтому программный совет «Громадського ТБ» решил выделить своему журналисту отдельный авторский проект — «hromadske.doc», который пока еще представлен тремя видеороликами: «Общее дело», «Юбилейное 10-е вече на Евромайдане. Без купюр» и о пианистах-виртуозах на баррикадах Грушевского. Киноленты можно просмотреть в отдельной рубрике «hromadske.doc» на YouTube-канале «Громадського ТБ».
«Журналист-документалист, он же оператор и потом режиссер, вооружившись «субъективной» DSLR-камерой, проживает это событие или часть жизни яркого человека, или показывает другую, неафишированную сторону явления», — так характеризует замысел его создатель. «День» пообщался с Богданом КУТЕПОВЫМ о специфике и важнейших моментах его работы, узнал, почему уметь подсматривать важно для документалиста, и что снимать, когда на Майдане ничего не происходит.
— Первым роликом проекта «hromadske.doc» стало видео с десятого вече. Я показывал не речи, а другие вещи — кто с кем поздоровался, кто, как посмотрел — это о многом говорит. Не то, как они выходят на сцену и говорят заученные фразы, а как они готовят эти речи. Именно в деталях все самое ценное и «самое смачное». Как-то мы, кажется, с Луценко летали на министерском самолете в Запорожье. Сформировали всеукраинский журналистский пул, и репортеры снимали на месте сюжеты о выдаче квартир милиционерам. Однако весь смак оставался за кадром — как девушки, которые нас встречали, стоят в национальных вышиванках, курят и говорят: «Ох уже эти министры». Конечно, не все можно снять. Возможно, если бы в этот момент я стоял с камерой, они бы отвернулись, но за некоторыми вещами все же можно подсмотреть. Имею в виду не снимать грязь, а наблюдать. Это и является задачей документалиста.
— Для своего проекта ты по новому будешь снимать Майдан, есть ли у тебя видеоархив из многочисленных стримов (Богдан неоднократно выступал в эфире «Громадського ТБ» с прямыми включениями. — Авт.), которые можно перемонтировать для красивой картинки?
— Это однозначно будет новая съемка. Здесь нужен другой подход. Почему вообще отделился проект «hromadske.doc»? Потому что то, что я снимал, не совсем вписывалось в рубрику видеоновости из-за большой эстетической составляющей. Теперь же я спокойно могу использовать любые художественные средства. Для меня это кино, снятое одним кадром.
— Ролики из твоего проекта и в самом деле больше похожи на короткометражки, чем на новости.
— Тем не менее, это все монтируется интуитивно. Из часа отснятого видео выходит пятиминутный сюжет. Я не просматриваю весь материал, просто воспроизвожу увиденное. Как вот история с роликом о десятом вече. Видео начинается сувенирными рядами, которые обступили Майдан. Потом приходят политики, обнимаются, целуются. Я им ставлю вопрос: «Какой план на неделю?» — все молчат. А в конце сотня Самообороны шагает, несмотря на эти же ряды коммерции — флажков и значков «Я был на Майдане». Ничего не изменилось. Хотя потом проходит день, ты смотришь на свою работу и часто думаешь, что уже бы перемонтировал ее по-другому.
— А что ты снимаешь, когда наступает «событийное затишье»?
— Напрашиваюсь в гости к политикам, журналистам или общественным деятелям. Например, у меня была идея снять утро политика, хотя это может быть и не публичное лицо. Это же целое приключение, когда в твою частную жизнь вторгается журналист. Еще работая на «Телекритике», я снимал подобные вещи и знаю, что главное не вмешиваться в процесс и через определенное время на тебя перестанут обращать внимание.
— У тебя уже есть идеи следующих видео для «hromadske.doc»?
— Пока еще не хочу рассекречивать свои планы. Но так или иначе — я иду за событиями. А затем выбираю из съемки самые ценные вещи и нанизываю их, как ожерелье.
Выпуск газеты №:
№27, (2014)Section
Медиа