Перейти к основному содержанию

Киносимфония жизни

Вечером, 14 августа, в 23.00 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и фильм американского режиссера Терренса Малика «Древо жизни»
12 сентября, 11:47
ЛЕНТУ РЕЖИССЕРА ТЕРРЕНСА МАЛИКА «ДРЕВО ЖИЗНИ» КРИТИКИ НАЗЫВАЮТ КИНОРОМАНОМ ВОСПИТАНИЯ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»

Фильм знаменитого американского режиссера Терренса Малика «Древо жизни» является лентой философского склада, в которой главные роли исполнили первостепенные голливудские актеры Шон Пенн и Брэд Питт, и она праздновала «Золотую пальму» на Каннском фестивале 2011 года.

Сюжет этой необыкновенной эпической кинокартины строится вокруг истории жизни мальчика, который одиннадцатилетним наблюдает окружающий мир с чистотой и непосредственностью ребенка. Его родители — достаточно разные люди, и каждый из них стремится донести до сына свое понимание места под солнцем. В процессе взросления парню придется столкнуться с болью, страданиями и смертью. Собственно, как и каждому человеку...

Терренс Малик задумал этот фильм давно — еще в конце 70-х основные идеи «Древа жизни» фигурировали в его кинопроекте под загадочным названием «Q». Объяснение такого упорства в реализации замысла, очевидно, заключается в том, что «Древо жизни» — пусть, возможно, и не самая совершенная картина этого неподражаемого режиссера, но наверное самая личная. Даже в чем-то — биографическая. И — удивительная!

В этом фильме можно найти массу литературных, религиозных, философских и мифологических подкладок. Его не случайно называют кинороманом воспитания, сравнивая со знаменитой повестью американского писателя Джерома Дейвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи». А в киноконтексте «Древо жизни» близко к такому же личному и биографическому «Зеркалу» Андрея Тарковского.

Хотя Малик ставит перед собой задачу более амбитную, чем Тарковский — он рассказывает о своем герое в контексте всего Божьего созидания и на фоне самого генезиса мира. Он смело рассуждает на темы Бытия, находясь для этого в поисках — как может — адекватной кинематографической формы, соответствующего киноязыка.

Собственно, «Древо жизни» можно воспринимать как триумф кинематографа. Хотя этот фильм, вместе с тем, сложно назвать фильмом в привычном понимании этого слова. Имеем своеобразную киносимфонию или кинооперу. В любом случае — высокую кинематографическую поэзию, которая живет и цветет по своим особым и достаточно капризным законам.

«Древо жизни» является целиком и полностью пантеистическим, где мы можем вспомнить как правдивого предшественника Малика и нашего Довженко с его «Землей». Вместе с тем, картину американского режиссера по ее сути можно назвать произведением религиозным, которое повествует о сотворении мира и его грядущей гибели.

Безусловно, как и каждое выдающееся произведение, «Древо жизни» воспринимается и обычными зрителями, и профессиональной критикой неоднозначно — от самых восторженных оценок до упреков в том, что режиссер слишком претенциозный и высокопарный, что он разворачивает не сложную картину детства, а примитивно идеализирует ребенка, который застрял в тривиальной ситуации Эдипового комплекса.

В любом случае, у зрителя программы есть возможность составить собственное впечатление, сделать свои выводы о фильме, который, с одной стороны, является сложным по форме, а с другой — очень простым. Это как большой мир, окружающий нас — такой загадочный, но, в действительности, устроенный просто, красиво и с радостью и неописуемой тоской.

Кино, которое может стать инструментом познания мира. Для зрителя открытого и искреннего...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать