«Когда пишут, эти ребята не чувствуют себя осужденными»
Главный редактор газеты, издающейся в Прилукской воспитательной колонии для несовершеннолетних, Лилия БОНДАРЕВИЧ рассказывает о том, как ее воспитанники сочиняют верлибры и хокку, а также о том, как остро они нуждаются в человечности![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120627/4110-17-1_0.jpg)
О «Горизонте» мы узнали благодаря Национальному конкурсу школьных газет в Николаеве. В этом году газета, издающаяся в Прилукской воспитательной колонии для несовершеннолетних, получила один из главных призов на конкурсе — Гран-при в номинации «За существенный вклад в развитие образования Украины».
В Прилукскую колонию попадают осужденные, которым меньше 21-го года, а самому младшему здесь — 14. В украинской системе колоний для несовершеннолетних Прилукская считается одной из лучших. Здесь регулярно бывают журналисты и телекамеры. В колонии есть даже собственный казацкий курень — имени Ивана Богуна.
«Горизонт» — единственная газета подобного рода в Украине — существует уже на протяжении четверти столетия. В качестве журналистов — воспитанники колонии. «Горизонт» выходит три раза в год на 16 страницах, а к Всеукраинскому фестивалю самодеятельного творчества осужденных «Червона калина» — альманахом в 82 страницы.
... На первой полосе — цитата Кафки, на страницах газеты — репортаж о том, как здесь отметили очередной юбилей Шевченко. Именно ТАКИЕ горизонты нужны воспитанникам колонии, считает главный редактор «Горизонта» Лилия Бондаревич.
Лилия — автор восьми книг. Наверное, главная из них на сегодняшний день — «Зона играет блюз». Этой книге уже 15 лет, она несколько раз переиздавалась. Состоит из подборки исповедей молодых заключенных и комментариев автора. Для воспитанников Прилукской колонии это — настольная книга.
Учитель школы колонии Лилия Черненко работает в колонии уже 14 лет (с перерывом). То, с каким трепетом она — талантливая писательница, поэт, журналистка, член двух союзов журналистов — Украины и Беларуси, говорит о зоне, — озадачивает. Ее часто спрашивают, мол, зачем ВАМ ЭТО нужно? Ответ вы, возможно, найдете в этом материале.
Об истории основания «Горизонта» и о своих воспитанниках Лилия БОНДАРЕВИЧ рассказала «Дню».
«Двадцать пять лет назад наша самодеятельная киностудия колонии сняла два фильма при помощи дешевой любительской кинокамеры: «Еще не поздно» и «Дом наших надежд», — рассказывет Лилия. — Первый фильм-констатация судьбы — об осужденных Сумской колонии: о людях взрослых, уже неоднократно отбывающих не первый и не второй свой срок, для многих из которых тюрьма — «родной дом». Фильм «Дом наших надежд» как фильм-предупреждение был о жизни нашей Прилукской колонии. В колонии ведь отбывают наказание ребята, которых еще можно спасти от «взрослой тюрьмы». Эти два наших фильма потом показывали во всех детских колониях Украины. А «Горизонт» возник сам по себе, очень естественно — его не нужно было придумывать. Рядом было столько думающих, неординарных ребят... «Горизонт» — чудесная возможность для ребят высказаться и быть услышанными: «Поймите меня, примите меня. Я — такой же, как все. Простите меня, если можете!»
ПОДАЛЬШЕ ОТ ВОРОВСКОЙ РОМАНТИКИ
«Горизонт» делает шаг к открытости нашего закрытого учреждения: люди должны знать, как и чем живет коллектив учреждения, какие ребята отбывают в колонии свой срок, что они думают о своем криминальном прошлом, понимают ли, что есть «преступление» и «наказание», меняется ли их сознание к лучшему.
Все направлено на то, чтобы сделать его интересным, креативным, свободным от стереотипов неоднозначного прошлого наших ребят, от ненужной им воровской романтики.
Многие ребята говорят — когда пишут, они не чувствуют себя осужденными. Для них это возможность высказаться, приобщение к свободе. Развитие скрытых талантов, работа над собой, возможность все переосмыслить.
Вряд ли кто-то из них, освободившись, станет журналистом. Да и журналистика в данном случае — вторична. Главное — то, что, соприкасаясь с этим, они облагораживают свою душу. А потом — это помогает им учиться мыслить, правильно высказывать свои мысли. Расширяет кругозор. Делает увереннее. Впрочем, бывают среди наших воспитанников и очень талантливые ребята — такие, как Леша Р. У него из родственников — одна бабушка. Она — поэтесса. И Леша — поэт от Бога.
Я никогда не критикую, только прошу что-то дополнить, какую-то мысль развить, что-то подсказываю. Их надо учить, направлять. Они уже знают, что такое свобода слова, что такое цензура. Знакомы с главными критериями журналистской профессии. Работать с ними, видеть, как они растут, — одно удовольствие».
ОНИ ПИШУТ О РОДИТЕЛЯХ, МАМАХ, РОДНЫХ КРАЯХ
«Каждый год летом в колонии проходит фестиваль самодеятельного творчества осужденных «Червона калина», в котором принимают участие только детские колонии. Готовят большое театральное действо по заданной теме, делают альбом, «фотографируют» свою жизнь. Специально к этому событию мы издаем летний альманах. Там будут — поэзия, проза, публицистика наших юных авторов. Я хочу, чтобы были представлены все жанры. Руслан Т., например, написал для альманаха подборку хокку, верлибров, фантастическую повесть, две сказки. В альманахе будет много стихов, эссе про рыцаря Дорна и его Дульсинею, про казака Мамая, про нелюбовь к Гарри Поттеру (что ж, имеют право!), Дневник воспитанника колонии. Непридуманные истории об их жизни. В рубрике «Я так думаю» представлены разные точки зрения на тему альтернативного наказания и «кто виноват в том, что я осужден?». Об этом наших журналистов попросил во время своего визита в колонию Уполномоченный Президента по правам ребенка Юрий Павленко. Есть в журнале и «Уроки зоны», материалы о паломничестве ребят к святым местам Киева, о казаках-характерниках (это излюбленная тема нашего казака Тараса К.), о школьном Музее народоведения, которому более 25 лет, о Шевченко и Булгакове, о сакральном процессе выпекания хлеба (ребята у нас сами пекут хлеб для нужд колонии), в арт-галерее — портреты Шевченко, есть также комиксы к Евро-2012. Петя. Ч. написал эссе о монастырской жизни, о том, что мечтает, освободившись, попробовать пожить в монастыре.
— Как он попал в колонию?
— Петя — наш земляк. Сел он за грабеж. Воспитывался в детском доме. Мама живет где-то далеко. Отец — дальнобойщик. У отца уже было пять жен, пять мачех — у Пети. За все время пребывания Пети в колонии отец только один раз его навестил. Петя — очень неординарный мальчик, у него прекрасная память, он помнит все, что я рассказываю о мировой литературе, даже не заглядывая в учебник. Он — один из первых стал работать в «Горизонте», писать трогательные верлибры. Монастырь в его мыслях, наверное, возник от того, что ему просто некуда возвращаться, у него нет дома.
...В разделе «Что мне дорого в этой жизни» они пишут о родителях, мамах. Один мальчик написал, что ему дорога его Украина, край, где он живет, родное село, речка, лес, мальвы под окном. Другой — что ему дорого то, что сделано человеческими руками: сейчас он получает специальность газоэлектросварщика. Кто-то написал о сестре, бабушке. И почти все — о свободе».
«ЗА ПРЕДЫДУЩИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ КОНТИНГЕНТ ПОМОЛОДЕЛ»
«Тот, кто считает, что проблемы пенитенциариев — их собственные проблемы, ошибается. Беспокоясь сообща о позитивных изменениях в нашей системе, о дальнейших судьбах ребят, мы беспокоимся (как бы банально это ни звучало) о благополучии государства, общества, о наших детях и о будущем всей страны. Ребята — или сироты, которые росли на улице, или же их родители лишены родительских прав, а значит, они воспитывались в приемных семьях, в интернатах. Есть и те, у кого есть родители, но таких — меньше. Сложно пересказать, какими эти ребята приезжают с этапа, просидев много месяцев до этого в следственном изоляторе, дожидаясь суда. Пока они находятся в карантине, к ним ходят психологи, учителя, руководство колонии, проводят беседы. Знакомятся с ними, расспрашивают об их жизни, просто разговаривают, объясняют наш «домострой». Ощутив обыкновенное человеческое тепло, заботу, нормальный разговор, они выходят в зону уже немножко другими. У них у всех очень горький жизненный опыт. Они через многое проходят — в колонию приходят надломленными, озлобленными. Потом, когда они видят, что с ними обращаются по-человечески, их души отогреваются...
Я не работала в колонии предыдущие десять лет. Сейчас, вернувшись, вижу, что контингент стал другим. Во-первых, он «омолодился». Во-вторых, поменялся состав преступлений. Стало намного больше наркоманов. Больше тех, кто осужден за мелкое воровство, грабеж. Мобильники, компоты из подвалов, сыры из магазинов — дети хотят есть. Есть и убийства, и изнасилования, но их мало. Очень тяжело читать их личные дела — целые тома с подробностями, кто за что сюда попал. Порой бывает трудно носить в себе это все.
Я считаю, что этим детям, прежде всего, нужен свет и доброта. Да, они — очень сложные, неоднозначные, далеко не ангелы, не мальчики в белых манишках. Но мы ведь приходим в этот мир не для того, чтобы обвинять и судить кого-то: мы должны ненавидеть грех, а не грешника. Лучше попытаться понять, чем осудить; обнять, а не оттолкнуть; помочь, а не отвернуться. Нас интересует не их прошлое, а будущее — какими они уйдут от нас в мир людей.
Хочу высказать искреннюю благодарность начальнику нашего учреждения подполковнику внутренней службы, шеф-редактору «Горизонта» Вячеславу Радченко, который возродил издание из небытия, дал ему новую жизнь и судьбу, который вдохновляет нас на новые творческие свершения, поддерживает, помогает, ценит».
«НЕ ДАТЬ ИМ УПАСТЬ ЕЩЕ РАЗ»
«Усилиями всего нашего большого коллектива созданы живые роднички Духовности, которые работают ради ребят каждый день. Есть коллеги, которые по 38 лет работают в колонии. Очень много самоотверженных людей. Помню, как первое время работы в колонии каждый раз меня пугало, когда за спиной одна за другой защелкиваются двери. Потом привыкла. Теперь для меня это — музыка. Правда, свое собственное творчество (из-за «Горизонта») пришлось пока что отложить — почти готова книга стихов, но для нее просто нет времени. Моя духовная наставница, игуменья Густынского Свято-Троицкого монастыря, говорит: «Работа с этими детьми — и есть твое главное творчество, твоя ежедневная молитва».
Понимаете, я чувствую себя в колонии « у своєму сідлі, у своєму човні». Я этим детям нужна, а еще больше — они нужны мне. Мои некоторые друзья, коллеги по перу — киевские, черниговские писатели и журналисты — никак не могут понять, почему я, работая в престижной авторитетной областной газете, бросила ее и вернулась в зону. Все очень просто: здесь, в зоне, есть Творчество, есть Доброта и Искренность, которых так иногда нам не хватает по ту сторону «колючки». В зоне — честнее, справедливее, откровеннее, оголеннее, правдивее, не нужно притворяться. Вообще-то, зона — везде или — нигде. Выбираю первый вариант — зону в зоне, а не зону за пределами зоны.
У Джона Селинджера в книге «Над пропастью во ржи» есть эпизод: герой стоит на самом краю бездны. А рядом мальчишки играют во ржи. Задача героя, главное дело его жизни — ловить этих заигравшихся детей, чтобы они не сорвались в бездну. Момент истины нашего «Горизонта», всего коллектива нашей прилукской «малолетки» — не дать ребятам упасть в эту страшную пропасть еще раз».
Выпуск газеты №:
№110, (2012)Section
Медиа