«Космические вампиры» Вилсона на телеэкране
В ночь с 14 на 15 апреля, в 00.30, на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-Кино» и фильм режиссера Тоба Гупера «Жизненная сила».
Этот фильм — британско-американская лента того самого Тоба Гупера, который является автором таких уже абсолютно классических фильмов в жанре горор, как «Техасская резня бензопилой» и «Полтергейст». Тех картин, которые не только изменили и определили принципиальные каноны жанра, породили десятки, если не сотни последователей по всему миру, но и повлияли на кинематограф в целом. При случае в программе будет демонстрироваться специальный сюжет о творческом пути Тоба Гупера, который начал активно снимать еще с девяти лет: сначала — на отцовскую 8-миллиметровую кинокамеру, впоследствии как независимый режиссер — в Голливуде.
«Жизненная сила» начинается с того, что совместная британо-американська экспедиция, которая на шаттле «Черчиль» отправилась для перехвата и исследования кометы Галлея, находит там чужопланетный объект с капсулами, где в анабиотическом состоянии находятся неземной красоты женщина и двое мужчин. Оказавшись на Земле, они выходят из анабиоза и среди Лондона начинают охоту на человеческую жизненную силу, превращая людей в своеобразных зомби. Все это похоже на начало конца света.
Стоит отметить, что эта картина создана по роману «Космические вампиры», который принадлежит перу очень плодовитого английского писателя и философа Колена Генри Вилсона, автора более восьмидесяти книг в области литературной критики, музыки, криминологии, социологии, истории, сексологии, философии, оккультизма, а также тридцати пяти романов. Среди которых, скажем, «Распутин и крах дома Романовых», а также цикл произведений о загадках Атлантиды и даже очень популярная сага «Мир Пауков», которая стала культовой, и впоследствии ее продолжение даже дописывали другие авторы. А самый знаменитый, насыщенный философским содержанием, фантастический роман Вилсона, который увидел свет еще 46 лет назад, называется «Паразиты сознания».
Интересно отметить, почему, в отличие от вилсоновского романа «Космические вампиры», в котором астронавты обнаружили чужопланетный корабль в поясе астероидов, в экранизации идет речь о комете Галлея. Дело в том, что фильм выходил в прокат летом 1985 года, а в феврале 86-го комета Галлея должна была очень близко подойти к Солнечной системе. Припоминается, шумиха о возможном конце света продолжалась долго и напряженно, что-то вроде прошлогодней, памяти «календаря майя». Даже более позднюю Чернобыльскую катастрофу впоследствии подверстывали к возможному действию злосчастной кометы, которая в действительности условно вплотную и пока безопасно приближается к Земле периодически и издавна каждые 75—76 лет.
Но, несмотря на все спекуляции на гипотетическом «космическом конце света», «Жизненную силу» в упомянутое время должным образом не оценили ни зрители, ни критика. Хотя, скажем, спецэффекты к ней готовил — и получил награду на солидном профильном фестивале в каталонском Сиджесе — знаменитый Джон Дайкстра, который прославился своей работой над «Звездными войнами». Также, наряду с драматургическими и режиссерскими достижениями, в «Жизненной силе» прекрасная музыка самого Генри Манчини — того самого, который раньше и позже писал саундтреки к таким незабываемым кинолентам, как «Завтрак в Тиффани» или «Великий Лебовский», а в целом — почти к 500 фильмам и телесериалам!
Итак, «Жизненная сила» — это масштабное кинозрелище, одно из наиболее интересных творений Тоба Гупера, совмещает в себе несколько жанров: фильм ужасов, катастроф, вампирские и зомби-страсти, проникнутые выразительными научно-фантастическими мотивами. И все это действительно не могло обойтись без упомянутых уже мной специальных киноэффектов. Но, как остроумно заметил один из почитателей картины, едва ли не самым главным спецэффектом в «Жизненной силе» была, конечно, Матильда Мэй в роли «космической девушки», которая практически весь фильм пренебрегала такой ненужной вещью, как... одежда. Тоб Гупер искал для этой роли, так сказать, эталонную женщину, чей образ должен был приближаться к идеалу женственности. И ему это удалось. Французская актриса арабского происхождения Матильда Мэй тогда только начинала свою карьеру, которая впоследствии удачно сложилась в сотрудничестве с первостепенными европейскими постановщиками — Клодом Шабролем, Жаком Деми, Вернером Герцогом, Бигасом Луною и другими.
Выпуск газеты №:
№67, (2013)Section
Медиа