Крымский киносюжет
Ночью с 16 на 17 марта в 1.20 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и фильм украинского режиссера Олеся Санина «Мамай»Фильм Олеся САНИНА «Мамай», который был создан в 2002 году, является авторской интерпретацией судьбы легендарного украинского фольклорного персонажа казака Мамая. Предлагаемая экранная история основывается на украинском и крымскотатарском эпосах. Лента приобретает особый драматизм именно в эти очень тревожные мартовские дни, когда взлелеянному в мечтах счастливому будущему крымских татар и украинцев в Крыму возникают угрозы со стороны российских оккупантов.
У автора картины Олеся Санина актерское и кинорежиссерское образование. Учился он у Леонида Осыки, одной из самых заметных фигур школы украинского поэтического кино, автора незабываемого фильма «Каменный крест», который был создан по прозе классика украинской литературы Василя Стефаника.
Санин также практикует как оператор, а еще продюсировал документальные и игровые короткометражные фильмы. Сам снял 12 документалок и две полнометражные игровые картины. Примечательно также, что Олесь играет на бандуре, торбане, колесной лире и продолжает волынскую лирную традицию. Некоторое время изготовлял музыкальные инструменты, унаследовав ремесло от деда...
Олесь Санин приглашен в студию «Аргумент-кино», где представит картину «Мамай», а также расскажет о своей новой большой киноработе, которая должна вскоре выйти во всеукраинском прокате в этом году.
Что же касается собственно «Мамая», то Санин утверждает, что сюжет фильма соткан из трех составляющих, из трех историй.
Первая — это «Дума про трьох братів азовських», украинская песня, которая датируется 16 веком. Она передавалась из уст в уста, пелась кобзарями и была зафиксирована в письменном виде Лысенко, Квиткой-Основьяненко и дожила до сегодняшнего дня.
Вторую историю автор картины нашел в иранской литературе. Потом разыскивал устные источники — среди крымских татар. Называется она — «Пісня дервіша про трьох доблесних мамлюків». Это эпос тюркских народов, который живет среди крымских татар. В нем рассказывается о том, что трое родных братьев татар, которые служили наемниками в разных армиях, оставляют службу, услышав плач Золотой Певчей Колыбели. У татар есть такая легенда. Когда эта Колыбель попадает в руки чужестранцев, тогда татары теряют свою силу, их народ распыляется, и прерывается их род. Это колыбель их матери, их цивилизации, культуры...
Третью же историю написал сам Олесь Санин. И она о том, как татарская женщина находит в степи самого молодого умирающего казака; привозит его домой, лечит; влюбляется в него, становится его женой. Их жизнь драматична, трагична — ведь она татарского рода, а он — украинского, представители которого не спасли его в лихой час. Так или нет, а этот парень становится казаком по имени Мамай...
Остается прибавить, что оператор фильма «Мамай» Сергей Михальчук получил ряд фестивальных наград за эту работу. А в 2004 году Олесь Санин, Сергей Михальчук, композитор Алла Загайкевич и исполнители главных ролей Виктория Спесивцева и Андрей Билоус за создание «Мамая» были удостоены Государственной премии Украины имени Александра Довженко. Наконец, «Мамай» стал первым фильмом, который был выдвинут от Украины на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший иноязычный фильм».
Выпуск газеты №:
№46, (2014)Section
Медиа