Латвия укрепляет журналистику
Эксперт: «Если мы будем опираться только на мнение большинства населения, то не достигнем больших высот»
В то время как в Украине никак не могут решить, нужно ли нам общественное телевидение и кто будет его финансировать, Латвия находится уже на полпути к созданию общественного СМИ. В частности, на днях Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Латвии представил концепцию нового независимого СМИ, в основе которого будет LTV и Латвийское радио. Согласно задумке, на это потребуется пять лет, а расходы составят 42 млн латов (более 64 млн грн). «Кроме того, на базе LTV и Латвийского радио планируется создать «самое сильное интернет-СМИ». Согласно концепции, новое государственное СМИ должно будет увеличить аудиторию государственных телевизионных и радиоканалов до 75% в течение пяти лет (на данный момент этот показатель составляет 50%)», пишет delfi.lt. Основной контент, который будет производить новое медиа, — новости, информационно-аналитические программы, образование и наука, передачи для детей и подростков, а также культурные программы.
В работе над концепцией нового СМИ приняло участие 200 экспертов. Теперь же этот документ будет передан в латышский сейм, который и примет окончательное решение. Проект бюджета нового масс-медиа составлен до 2018 года. Как сообщила Dienas Bizness, общественное СМИ сможет покрыть 47% от необходимых на реорганизацию 42 млн латов из собственных средств, остальную часть составят средства Евросоюза и госбюджета.
А с 2015 года предполагается, что латыши будут платить по три лата (около 50 грн) в месяц за пользование телевидением.
«День» обратился к журналисту газеты Diena Атису КЛИМОВИЧУ и попросил его прокомментировать эту инициативу.
— С реализацией этой концепции общественное телевидение (уже существующее в Латвии. — Ред.) получит очень большой толчок. У государства так же есть желание серьезно увеличить его финансирование, поскольку за эти 20 лет роль телевидения и радио была недостаточно оценена. Радио, на мой взгляд, было даже сильнее ТВ.
К тому же, у нас есть соседи, у которых можно перенимать опыт создания общественных масс-медиа. У нас в стране с большим интересом наблюдают за финской моделью общественных СМИ. И начало обещает хороший результат.
Аудиторию можно увеличить только одним простым способом — повышением качества продукта. Однако оно напрямую зависит от финансирования. По финской модели СМИ, например, каждая семья, которая желает пользоваться общественным медиа, платит за него — и это нормально.
Латвийcкой журналистике еще есть куда расти. Во время кризиса, который у нас начался с 2008 года, она очень сильно пострадала. Это тоже показывает прямую зависимость СМИ от финансирования. Для журналистики это очень сложные времена, поскольку рекламный рынок очень маленький.
Население, как у нас, так и у вас, не хочет интересоваться нужными и хорошими вещами. Как мы знаем, частные каналы занимаются несерьезными вещами — это их бизнес. Общественное же телевидение должно заниматься разного рода просветительской, образовательной и культурной работой. Если мы будем обращать внимание на мнение большинства населения, то тогда мы не достигнем больших высот. Это практика, которая используется даже в таких богатых государствах, как Норвегия.
Автор
Игорь СамокишSection
Медиа