Лучше футбола хуже нет
Когда в конце бурного 2002-го мы будем подводить итоги года, июнь вспомнится прежде всего как месяц футбольного чемпионата. Телевидение легко попало в плен футбольного энтузиазма. Эта игра легко сминает границы стран и религий, провоцирует немыслимые по накалу страстей народные волнения. Магнитом притягивая живой интерес прежде всего мужской части населения. Муж моей знакомой так увлеченно болел перед громко включенным телевизором, что услышал звонок и открыл двери только через час. В новостях уставший от политического сезона зритель с удовольствием находит околоспортивные сенсации. Белорусским болельщикам не только простили несанкционированный митинг, но и выделили несколько миллионов долларов на трансляцию. При этом две братские страны не на шутку разругались. В самой Москве от футболофилов пострадала Манежная площадь, японский ресторан и международная репутация. Теперь иностранцы будут бояться не бурых медведей, а скинхэдов.
В футбольную полосу Украина вступила еще до чемпионата. Даже в «Мелораме» «Интера» показали сюжет о музыкальных пристрастиях корейцев и японцев и соответствующий клип. Спортивные журналисты стали оперативнее. Появились передачи для F-болельщиков. Теперь их четыре на разных каналах (посмотрим, что произойдет с этими «бабочками-однодневками» после июня, но пока их уровень за редким исключением не на высоте). Плюс действующие во время чемпионата обозрения. Не забыты и отечественные страсти. В воскресенье итоги противостояния «Шахтера» и «Динамо» подведет канал СТБ. Оле-оле-оле-оле!
В футбольном соусе плавает остальная часть телепрограммы. В. Пиховшек (ТСН-«Эпицентр», «1+1») , преданный читатель французской газеты «Юманите», цитировал ее статью «Футбол лучше, чем политика». И в Европе футбол стал центром внимания. Оказывается, члены французской сборной — преимущественно арабы — перед президентскими выборами пугали бойкотом чемпионата в случае общественных симпатий на стороне Ле Пена. Так или иначе, футбольный карнавал сигнализирует об усталости публики, пережившей выборы и делёж власти в самой ВР. Тактичный «Эпицентр» предлагает подводить итоги парламентского полугодия уже в начале лета. Благодаря перемещению «Свободы слова» (ICTV) на пятницу, уже не надо выбирать между двумя аналитическими программами конца недели, которые шли приблизительно в одно и то же время.
Страна, наконец, определилась со стратегическим направлением. Осталось только поднять годовой бюджет населения с 645 долларов до 10 тысяч у.е., и можно рисовать новую звездочку на флаге Евросоюза. Если бы мы болели за Украину, как футбольные фаны за своих кумиров, мы бы уже играли в «первой лиге» Европы. Еще одна хорошая новость подоспела из ВР. Благодаря гибкому характеру В. Ющенко и прозорливости победителей битвы за кресло спикера таки удалось пропорционально разделить портфели. Один из самых внятных парламентских корреспондентов Э. Лозовый к месту процитировал Л. Кравчука про бессмысленность узурпирования власти в парламенте. Ведь надо и законы принимать. И третье — Россия после нескольких лет нервотрёпки и провокаций окончательно заявила, что не будет строить газопровод в обход Украины.
Под другим углом зрения отслеживает события «Перекресток» (УТ-1), телевизионный проект USAID. Успехи, которые украинским наблюдателям кажутся чудом или, по крайней мере, удачным стечением обстоятельств, они воспринимают как должное. И предпочитают обращать внимание зрителя на узкие места. Их итоги полугодия выглядят несколько иначе. Комментарии неприятные, но подчас точные. Да, дефляция 0,3 %, но для реального роста экономики нужны структурные перемены. Настаивают, что причина бедности номер один в стране по данным социологического опроса — коррупция. Критикуют механизм косвенного определения доходов бизнесменов — не определена нижняя граница состоятельности, и жертвой налоговой может стать даже мелкий лавочник.
Как всегда свежий подход у «Свободы слова» . Аналитической программе с народным уклоном не страшна сезонная политическая усталость зрителей. Стержнем программы стала трагедия в Харьковской области, где земельный конфликт закончился кровавой развязкой. Телепублика при голосовании нажимала на дикость нравов, ведущий — на несовершенство законодательства, а эксперты обвиняли власть. Сложность реформ лучше понимается, если иллюстрировать человеческими, а бывает, и бесчеловечными примерами.
Вторую неделю «гремит» 5-летний юбилей СТБ . Сфокусировав в линзе праздника свои достижения, канал стал выглядеть поприличней. Действительно, в активе СТБ — самая стабильная передача о серьезной музыке «Импреза». В свое время ставшая явлением и не растерявшая потенциала Бизнес-студия. Продолжает гонять по полям и лесам единственная в своем роде передача для охотников «Ни пуха, ни пера!». Еще почему-то хвалят «Автостиль». И, конечно, конёк СТБ — «Вікна». Прежде всего «Вікна в світ» с Евгением Федченко , «Вікна опівночі» с Романом Скрипиным и примыкающий к ним «Медиаклуб» с Игорем Татарчуком. Никто не отрицает, что СТБ стал первопроходцем современных теленовостей и кузницей кадров. Его бывшие сотрудники теперь работают на всех солидных каналах. Как говорилось в поздравлении от канала ICTV: «СТБ звучит не хуже, чем CNN». Другой вопрос, почему хронической болезнью канала-именинника всегда была текучка кадров. Эту тайну предстоит разгадать новобранцам, отобранным в ходе последней акции СТБ. На Крещатик мог придти любой желающий работать на канале и предложить свои идеи. Наверно, с пополнением действительно негусто. Трудно представить, что на такие крайние меры пошли бы другие каналы с всеукраинским вещанием.
Торжества не ограничились подведением итогов. Гурманам телевидения предложили экспериментальные передачи в стиле Малевича «Голубой квадрат» и «Розовый фламинго» . Это даже не передачи, а какие-то инсталляции. На фоне статичных картинок играла расслабляющая музыка. Эротическое воображение поразила «Голая правда» . Ведущая прерывала новости из ВР стриптизом. Но депутаты шутки не поняли, и в следующие дни информация подавалась в облегченном формате. Зрителей баловали «вкусненьким» с неделю. Такой вот своеобразный десерт.
Коктейль информационной и развлекательной передачи «Наше время» — ещё один проект ищущего свое новое лицо канала. Каждый выпуск — тематический. Пятнадцатиминутка рассказывает об интересных людях. В этот раз — обо всем, что связано с обнаженным телом. Например, о нудистах, к которым, оказывается, киевляне на пляжах относятся почти с нежностью. Пип-шоу — наблюдение за наблюдающим. История стриптизерки, которая вернулась к профессии учительницы. И в назидание — о СПИДе. Сама передачка симпатичная, но формат несколько устарел. Это скорее идея двух- трехлетней давности. Сейчас в струе синтетические жанры. И, возможно, молодые журналисты «Нашего времени» найдут себя, влившись в более масштабный проект.
Настоящим событием стал фильм А. Адабашьяна «Азазель». В таких случаях радуешься, что «Интер» — не самая дальняя родня ОРТ. Только, может, непрерывный показ фильма предпочтительней разбитого на четыре подачи. Преданные читатели Б. Акунина ждали фильма с некоторой настороженностью. А как их внутренние представления о героях не совпадут со вкусом режиссера? Адабашьяну удалось попасть в десятку с подбором актеров. На минисериал нашли время даже те, кто их в принципе не смотрит. И, разумеется, не только читатели великого российского беллетриста. С наслаждением от этого телефильма может сравниться разве что «Каменская» А. Морозова. Похоже, как и в классическом кино, телевизионные шедевры составляют в среднем 3—5 %. Это золотое сечение экрана оценили даже беззаветные футбольные фаны.
Выпуск газеты №:
№106, (2002)Section
Медиа