Перейти к основному содержанию

Люди и эпохи

16 января, 00:00

Судя по телевизионной программе, страна до сих пор гуляет — святки. На старый Новый год каждый телеканал поздним вечером постарался показать «что-нибудь новогоднее» — из запасников. Телевизионные аналитики и создатели не развлекательных ток-шоу все еще отдыхают и копят силы, хотя уже хочется увидеть результаты этих накоплений. Пока о текущих новостях обменивались мнениями только в студии программы «Наголос» Михаила Погребинского. Говорили о Грузии…

Но несмотря на рождественские каникулы, не осталось незамеченным и неотмеченным практически всеми отечественными телеканалами 70-летие первого президента Украины Леонида Кравчука. В течение недели его много показывали — было пространное интервью с Гордоном по УТ-1, на том же канале вышла посвященная ему программа «Герои Украины», а в понедельник еще одна юбилейная телелента, плюс информационные сюжеты по поводу во всех новостях, включая показ желающих расцеловать юбиляра лично. (Судя по увиденному, мужские поцелуи первому президенту особого удовольствия не доставляли, хотя и этот ритуал он выдержал достойно).

Итак, что нового узнали мы о человеке, благодаря которому первые государственные шаги Украины получили столько международных авансов? А узнали, что чувствует он себя хорошо, жизнью своей доволен, даже больше, чем 10 лет назад, счастлив в семье, и семья с ним счастлива. Что не любит принимать и развлекать гостей, хотя из правила есть исключения — для своих. Что любит иногда похозяйничать на кухне, ходит в сауну и на рынок за овощами — там одна торговка обсчитала его на гривню и жалеет до сих пор. Конечно, были и отточенные годами воспоминания Леонида Макаровича о переломном для всех нас времени, участником которого он был.

Будучи «В гостях у Гордона», Л. Кравчук рассказал о тех событиях и с позиции себя сегодняшнего, что, собственно, представляло особый интерес. И если бы не раздражающая и отвлекающая манера ведущего льстить в глаза собеседнику и не забывать ввернуть что-нибудь о собственных знакомствах, эту беседу с первым президентом можно было бы назвать самой интересной и насыщенной из всего, что было показано к юбилею. К чести Кравчука, его «Я» звучало мягче, чем «Я» Гордона…

И все-таки Кравчук-свидетель и участник — далеко не весь Кравчук. И дело даже не в том, что мы за всю неделю расс казов о нем так толком и не поняли, как он воспринимает мир и страну, ради которой столько изменил в себе и вокруг, сегодня. Странно, но каких-либо вразумительных оценок этой без сомнения исторической личности нет до сих пор, хотя уже есть, с кем сравнивать. Присутствует некая индульгенция, выданная отечественными журналистами самим себе, — мол, лет через 50, не раньше, можно будет говорить о роли Кравчука в истории Украины, а до тех пор якобы сложно оценить такую фигуру объективно. Такое признание в собственном бессилии само по себе очень красноречиво. Есть человек, который объективно — уже легенда. Его подпись стоит на основополагающих документах нашего государства, он был лицом страны в самом ее начале, и это лицо не стыдно было показать миру, он достойно ушел и своим уходом дал зарождающемуся украинскому политикуму урок демократии, который так и остался невостребованным. Он и сейчас «проходит между каплями» — его публичные оценки людей или событий свежи, мудры, выдержанны и очень деликатны. Он не просто свидетель эпохи, он сам эпоха, но его знания и суждения современниками практически не востребованы, а уровень восприятия личности и опыта первого президента по-прежнему плоский, поверхностный и провинциальный. И кто нам опять виноват? И ладно бы, если бы мудрецов и аналитиков среди нашей политической элиты было бы «ну просто завались», а то ведь тех, кто в развитии и с мышлением — пересчитать можно, а тех, кто имеет свое мнение, да еще внятно может его выразить — еще меньше. Л. Кравчук до сих пор современен и актуален, и интерес к нему тех, кто когда- то отдал ему свои голоса, глубже того, чем его пытаются удовлетворять.

О другой исторической личности — Богдане Хмельницком показал документально- публицистический фильм СТБ. Двухсерийный «Штандарт Богдана» был сделан творческой группой телеканала в соавторстве с историком Юрием Савчуком тоже к юбилею — 350-летию Переяславской рады. Но фильм не о самом событии, а о его центральном действующем лице — о, по определению польских историков, собирателе украинской нации, человеке с харизмой, о личности, окруженной мифами и легендами.

В общем, широкой публике кое-что о гетмане рассказали. Пока не много — что был в плену и морских походах, что лишился отцовского поместья, поскольку не оформил вовремя наследственные документы, что образование получил у иезуитов и считался, соответственно, хитрым и изворотливым, что были у него в европейских монарших домах «друзья по переписке», и что не везло ему в личной жизни — рядом с ним оказалась страшная женщина — расхитительница, желавшая смерти гетмана, за что ее затем и повесили. Вместе с тем и несмотря на всю свою противоречивость и сложность исторической ситуации, Б. Хмельницкому, по оценкам опять-таки польских историков, удалось подготовить все для создания полноценного государства: на контролируемой населенной территории функционировали правовая и финансовая системы, признаваемые соседями, и даже налоговая, не говоря уже о войске, аналоге армии. Но современники его воспринимали неоднозначно, впрочем, как и не современники.

И что интересно: на доме Хмельницкого, по утверждению создателей документально-публицистического фильма, была надпись «Что будет, то и будет». Это афористичное и обтекаемое «послание» потомкам подытожил первый президент Украины — «Маємо те, що маємо». И ни с одним не поспоришь…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать