Люди не виноваты
Чем объясняется чувствительность украинцев к манипуляциям — навеяно двумя скандалами в прямом эфире— Что должны делать украинские граждане, чтобы способствовать становлению информационного суверенитета?
— Сознание и разум — это наше личное информационное пространство. Это наша, а не государства, обязанность навести там порядок, убрать и разложить все по полочкам. Не реагировать на непроверенную информацию, на фейки, на эмоции. Не реагировать на громкие сенсации. Это сложно сделать — потому что это наша человеческая природа. Но нужно осознать, что это — инструмент, благодаря которому нами манипулируют либо с коммерческой целью, либо с целью получить наш голос. Повышать уровень медиаобразования, работать над собой, над личными ценностями, над тем, чтобы становиться свободным благополучным человеком в свободной стране. Адекватно фильтровать информацию и принимать собственные решения.
— Не лениться думать?
— Не лениться думать и не быть толпой. Манипулируют не личностями, манипулируют толпой».
Это — выдержка из интервью руководителя информационно-аналитического центра национальной безопасности Украины Владимира ПОЛЕВОГО сайта «24».
Теоретически все якобы правильно. Действительно, ученые уже два столетия исследуют изменения, которые происходят внутри человека при попадании его в толпу.
Первым об этом написал Гюстав Лебон в своей книге «Психология народов и масс» еще в 1895 году. Французский исследователь считал, что толпами, в отличие от индивидуумов, правит бессознательное: инстинкты и эмоции, и массы очень легко заставить к необдуманным действиям под воздействием внешних внушений.
«В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; разнородное потопает в однородном, и берут верх неосознанные качества. Следовательно, исчезновение сознательной личности, преимущество личности несознательной, единодушное направление чувств и идей, обусловленное внушением, и стремление превратить немедленно в действии идеи, которые были навеяны — вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует», — писал Лебон.
Верный способ лишить человека способности самостоятельно принимать рациональные решения — поместить его в толпу. После того как человек становится «частью массы», никакие доводы ума на него уже не действуют. Поэтому пытаться убеждать с помощью логических и рациональных аргументов — безнадежное и напрасное дело.
«Было бы глубоко ошибочным стараться убедить и увлечь массы с помощью приемов, предназначенных для отдельных людей, подобно тому, как ошибочно было бы пытаться использовать для построения государственного бюджета те же правила, по которым строится семейный бюджет, — отмечал другой французский ученый Серж Московичи в своем труде «Век толп» (1981 г.). — Толпа не отличает сон от реальности, утопию от науки. Она не признает препятствий, которые преграждают путь к ее желаниям! Тем более она не понимает слова, предназначенные для того, чтобы разбудить ее, заставить отказаться от того, что она требует».
Если в Древнем мире стать частью толпы можно было только сделав это физически — то есть присоединиться к большому количеству людей на каком-то собрании и вживую послушать вождей, — то с появлением средств массовой информации создание толпы и приобщение к ней стало виртуальным процессом.
Пресса начала объединять и мотивировать людей не хуже майданных ораторов еще в XVIII веке — во время Великой Французской революции. Газеты как средства пропаганды и организации масс активно использовали большевики в Российской империи.
С середины XX века наступила эра телевидения.
Для того чтобы стать частью толпы, современному человеку не нужно пробиваться на площадь и принимать участие в митинге. Достаточно лишь включить телевизор у себя дома, усесться перед ним и начать внимательно его смотреть. В тот момент, когда вы погрузились в виртуальное пространство и начали активно сопереживать и эмоционально реагировать на то, что показывают по «ящику» — все, вы стали частью той же классической толпы. А дальше ваши взгляды и действия уже напрямую зависят от тех внушений, которые транслирует телевидение.
Украинский эксперт, слова которого приведены в начале этой статьи, убеждает в том, что самое главное задание каждого человека в Украине — это не быть толпой, сохранять свою индивидуальность и способность мыслить. Но все пользователи современных медиа являются в той или иной степени частью современной толпы. И жители Украины не исключение из правил, потому что у нас, как и в любой стране, имеющей признаки цивилизованности, есть средства массовой информации.
Действительно, влияние СМИ на мнения и действия непосредственно зависит от каждого конкретного человека. Но ведущую роль здесь играет вовсе не его желание или нежелание не поддаваться внушению медиа. Многое зависит от личностных качеств и идейных убеждений конкретного человека (формируются в детстве) и его психоэмоционального состояния в конкретный отдельно взятый момент. Но главным образом влияние средств массовой информации определяется контентом, который они предлагают.
Если СМИ выплескивают на головы граждан поток эмоционального инфотейнмента — популистские заявления и лайф-стори вместо актуальных новостей, манипулятивную псевдоаналитику и истерические ток-шоу с мордобитием вместо анализа текущих событий — то и последствия будут соответствующими. В голове у людей, которые в таких условиях имеют все шансы стать частью толпы, образуется иррациональная «каша», и на этот «гарнир» очень удобно положить уже то содержание, которое необходимо заказчикам этого медиаформата. Все по рецептам Лебона и Московичи.
Так НЕ РАБОТАЮТ ведущие СМИ в Европе и Северной Америке, но именно так РАБОТАЮТ СМИ в РФ. (О методах российского телевидения в последнее время появилось много обличительных публикации в самой России).
К сожалению, мы все чаще видим примеры деструктивной работы медиа — на российский манер — и в Украине.
Новости, которые не о чем не информируют, лишь создают безосновательное, но мощное ощущение «измены» или «победы», таким образом отвлекая людей от событий в стране то ли весельем и развлечениями, то ли трагедиями в других частях света.
Ток-шоу, которые настойчиво превращают в «борьбу нанайских мальчиков»...
Определяющие для государства и общества темы, такие, как язык или российская агрессия, последнее время стали поводом для громких, зрелищных, но бессодержательных скандалов в эфирах украинских телеканалов. Кого-то выгнали из студии, кому-то выплеснули в лицо стакан воды... Действующие лица этих скандалов давно и хорошо известны в среде киевских журналистов и политтехнологов. Поэтому осведомленные и засекреченные не могут серьезно воспринимать эти события, они им кажутся стопроцентно срежиссированными. Слишком опытные политтехнологи Романенко и Семченко, чтобы делать спонтанные заявления с негативными для себя последствиями. Слишком профессиональные и Дроздов, и Вересень для того, чтобы неожиданно сделать что-то такое, что навредит их реноме звезд тележурналистики.
Публичное обсуждение, которое возникло вокруг этих скандалов, в значительной степени маргинализировало уровень дискуссий и о языке, и об определении российской агрессии, превратило их в истерический и иррациональный «срач». Типичная технология при работе с толпой.
Эксперты могут, конечно, требовать от людей «думать», а медиасообщество может продолжать на зарубежные гранты учить людей медиаграмотности. Это теоретически важное и необходимое направление работы. Но оно не является эффективным в условиях, когда население находится под воздействием медиа, а СМИ, вместо информирования, в угоду заказчикам манипулируют людьми.
Поэтому одновременно с такими важными и актуальными призывами о необходимости думать самим и проведением тренингов по медиаграмотности, Украине нужно раз и навсегда избавиться от манипуляций в СМИ, главным образом на телевидении. Причем это нужно сделать невзирая на цели и задачи манипуляторов. Продвижение манипулятивными методами любых идей и мыслей дискредитирует и саму цель, и исполнителей этого процесса, что уже говорить, когда таким образом Россия искажает украинское информационное пространство и общественное мнение в Украине в рамках гибридной войны.
Наличие манипулятивных технологий в массовых коммуникациях, а вовсе не «леность», как считает эксперт, слова которого приведены в начале этой статьи, не позволяет, в первую очередь, нашим людям логически мыслить, принимать рациональные и взвешенные решения. В итоге этот процесс приводит к искажению роли журналистов и к деградации общества. Но за все время с конца 90-х — когда, собственно, и сложилась существующая до сих пор система массовых коммуникаций в Украине, с лидерством олигархических и пророссийски ориентированных телеканалов — не было ни одной солидарной попытки власти, медиасообщества и грантодателей кардинально изменить эту ситуацию.