Марта КОЛОМЫЕЦ: «Наш фильм — о формировании лидера»
— В вашем проекте встретились разные люди, которых объединила одна историческая фигура. В чем состоит для всех вас магнетизм патриарха Иосифа Слипого?
— Интерес Юрия Шаповала и Даниила Яневского понятен — они историки. Александр Фролов до этого сделал фильм о митрополите Андрее Шептицком. А для меня это был проект от души. Я принадлежу к той последней генерации, которая была очевидцем деятельности Патриарха в Риме... Я всегда интересовалась его жизненным путем, слышала его выступления в Америке в 1973, 1976-м. Я была еще маленькой, но помню его первый приезд в 1968 м году. Поэтому мне былоинтересно поговорить с людьми, которые его знали. Петр Франко, который с ним сидел, патриарх Любомир Гузар, отец Борис Гудзяк, который учился у него в Риме в начале 80-х, отец др. Николай Пристай, который был его секретарем в Львовской богословской академии в 40-е. У меня, к счастью, была возможность взять интервью у каждого из этих людей. Например, у отца Ивана Дацько, который был секретарем патриарха Иосифа с 1976 года до его смерти в 1984 м. Патриарха нет с нами уже 18 лет, однако отец Иван и до сих пор, как он сам рассказывает в картине, в затруднительных ситуациях пытается представить, как поступил бы патриарх Иосиф на его месте. Все равно он жив для каждого из тех, кто его знал. Жив не только в памяти, но и в делах.
Мне кажется, что и некоторые эпизоды во время съемок фильма — также не случайность, патриарх Иосиф как будто действительно «руководил» нашим фильмом. Например, 26 января 2001 года я подписала контракт со студией «Контакт», чтобы делать этот фильм. А именно 26 января в 1963 году Патриарха освободили из сибирских лагерей. Так же он оказался в монастыре около Рима 9 февраля 1963 года — и мы в тот же день, но уже в 2001 году начали съемки в Риме. 11 апреля 1945 года арестовали патриарха Слипого, 11 апреля 2002 года мы закончили работу над нашим фильмом. У Александра Фролова никогда не было проблем с ногами, а когда мы были в Риме, его ноги почему-то так опухли, что мы вынуждены были купить ему тапочки. Оказывается, когда патриарх Иосиф приехал в Рим, то его ноги тоже сильно опухли. Все эти моменты, и многие другие сделали работу над фильмом еще более интересной.
— Ваш фильм — едва ли не первая попытка рассказать об этой личности...
— Я не уверена, но думаю, что это правда. Если что-то и делалось о патриархе Иосифе, то было не такого масштаба, как этот фильм. Мы много работали в различных архивах. Александр Фролов и Юрий Шаповал искали здесь, в архивах бывшего КГБ, на студии Довженко. Я — в Риме, Нью- Йорке, Чикаго. У меня была цель — я хотела, чтобы этот фильм был воспринят не только в диаспоре, где люди хорошо знали И. Слипого после 1963-го, но и здесь, в Украине. Очевидно, что в Западной Украине знали и о подпольной церкви, и о патриархе Иосифе, но я думаю, что для Центральной и Восточной Украины — это первая попытка представить эту выдающуюся фигуру прошлого века. Да, я знаю, что он глава Украинской греко-католической церкви, но это был человек, который боролся не только за свою церковь, но и за свой народ. Он также был настоящим правозащитником. И именно такое понимание я услышала в отзывах после киевской премьеры фильма. Зрителей заинтересовало, каким он был как общественный руководитель, и какова была его роль как лидера. Думаю, важно на эту картину смотреть и с точки зрения того, как формируется лидер, какие при этом возникают препятствия, что он должен делать. И это особенно важно в то время, когда мы в Украине ищем подобного лидера.
— В конце фильма — длинный перечень людей, сделавших пожертвования на эту картину. Понятно, что документальный фильм с использованием исторической хроники (кстати, неизвестной широкой публике), с экспедициями в различные страны требует больших денежных средств. Как удалось их собрать?
— Я очень благодарна приходу святых Владимира и Ольги Украинской греко-католической церкви в Чикаго. Это мой приход, там я росла. Моя мама является его членом со дня его основания. Патриарх Иосиф стал его основателем. Приезжал на освящение краеугольного камня собора Св. Владимира и Ольги в 1968-м. Очень многие прихожане этой церкви, а также люди из Филадельфии и Вашингтона знали Слипого. Все они хотели принять участие в создании этого фильма. Это действительно общественная акция.
Работая над фильмом, я тоже много узнала — и о пресловутих сибирских лагерях, и о сталинском режиме. Думаю, люди должны знать свою историю, чтобы, во-первых, не повторять ошибок, а, во-вторых, чтобы познать самого себя и подумать, как история влияет на будущее. В истории Украины есть еще много белых пятен, которые ждут своих исследователей. Недавно мы закончили перевод картины на английский язык, и теперь к Рождеству планируем подготовить титры. И будем пытаться «продвинуть» фильм на Запад.
Это была моя первая попытка сделать документальный фильм. Надеюсь, что она не будет последней. Я, собственно, хотела, чтобы не только диаспора, не только Украина не забывали о таких фигурах, как патриарх Иосиф Слипый, у которого было столько различных препон и который никогда не сдавался. Многие люди, у которых я брала интервью, повторяли его слова: «Зло не может долго длиться. Добро всегда победит». Его христианская любовь к Украине, к родному народу должны нам дать вдохновение.
Хотя я три года возглавляла Украинскую образовательную программу рыночных реформ, я не экономист. Я журналист, который всегда интересовался историей, культурой. Так случилось, что заинтересовалась рыночными реформами, малым, средним бизнесом, зеленым туризмом, и этим своим опытом делилась с людьми. Программа рыночных реформ по духу — просветительская, и этот фильм я считаю просветительским по истории Украины ХХ века. Сейчас я возглавляю антикоррупционную, также просветительскую, программу «Партнерство за прозрачное общество».
— Какие, по вашему мнению, перспективы у серьезного телевидения в Украине?
— Мне действительно очень тяжело смотреть все эти рейтинговые, чаще всего голливудские, фильмы. Я понимаю, что время от времени человек должен развлекаться. Но считаю, что на телевидении должны быть разные жанры. В том числе и документальные фильмы, исторические программы, профессионально сделанные. В Америке тоже много развлекательных программ, каналов. Но там есть и общественное ТВ, которое делает серьезные программы с аналитикой, использованием хроники. И что интересно, на этот продукт есть спрос. Сами зрители диктуют, что должно быть на телевидении, оплачивая это. Думаю, что, к сожалению, украинскому телевидению этого пока не хватает.
Выпуск газеты №:
№210, (2002)Section
Медиа