«Материк»
![](/sites/default/files/main/articles/21032013/17ak.jpg)
Ночью с 24 на 25 марта, в 00.50, на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-Кино» и фильм режиссера Эмануэле Криалезе.
Итальянское кино, лента режиссера Эмануэле Криалезе «Материк» — правдивая драма, преисполненная неподдельного жизненного дыхания, в котором хватает места и комедийным, и мелодраматическим мотивам, и напряжению непритворного триллера.
Главные герои «Материка» — это рыбацкая семья из сицилийского острова Лампедуза: дед, его вдова-невестка и двадцатилетний внук. Жизнь их непростая. А тут появляется еще и сложная моральная проблема: помочь нелегальным иммигрантам, которые попали в беду, или последовать закону и сообщить о нелегалах полиции?
Интересной и примечательной является жизненная и творческая история постановщика фильма «Материк» Эмануэле Криалезе. Он родился в Риме, а в 1991 году переехал в Соединенные Штаты, где в Нью-Йоркском университете изучал кинорежиссуру. Там же в 97-м снял свою первую полнометражную — и фестивально успешную — ленту «Когда-то мы были чужестранцами», ленту англоязычную. Но вскоре Криалезе возвращается на родину. Более того, он находит то место, ту свою художественную территорию, которая вдохновляет его на новое творчество — и это земля предков, Сицилия и, в частности, здешний небольшой остров Лампедуза.
Там, на Лампедузе, Криалезе во время съемок своей второй ленты «Я дышу», которая на Каннском фестивале получила Гран-при «Еженедельника критики» и Приз публики, нашел и своего с тех пор любимого актера Филиппо Пучилло... Ну и, естественно, картина «Материк» — это Лампедуза. И этот фильм, как сразу же справедливо заметили критики, абсолютно рифмуется со знаменитой лентой эпохи неореализма Лукино Висконти «Земля дрожит». (Даже названия созвучны — Terraferma и La terra trema). В обеих картинах события разворачиваются на сицилийском острове в среде рыбаков. И Висконти более 60 лет назад говорил об упадке рыбацкой профессии, и — в своем сюжете — Криалезе продолжает на собственном киноязыке в новом уже времени фактически о том же. Разве что обстоятельства изменились. К рыбакам пришли новые испытания — из-за волны туристического бума с Севера и волны нелегальной иммиграции с Юга, из Африки. Ведь в 2000-х Лампедуза буквально превратилась в своего рода «перевалочный пункт» для нелегалов, которые приплывали туда в переполненных лодках с надеждой начать в Италии новую счастливую жизнь.
«Материк» снят в достаточно быстром темпе. Фильм не дает времени для передышки и спокойного осмысления событий, для одновременной с просмотром рефлексии. Следовательно, готовьтесь к сугубо эмоциональному восприятию. Но, в любом случае, такой темп, такая форма вполне резонируют с содержанием. Героям киноповествования также некогда перевести дух — они постоянно вынуждены принимать сложные решения, предопределенные их же недавними поступками.
Следовательно, Terrafermа — «Материк», кино о людях — о людях, которые оказываются беспомощными в определенных жизненных ситуациях, но, несмотря ни на что, способными на милосердие и сочувствие.
В 2011 году Эмануэле Криалезе за этот фильм получил сразу три награды Венецианского кинофестиваля — Специальный приз жюри, Премию Пасинетти за лучший фильм, а также премию ЮНИСЕФ, фонда ООН, которая занимается улучшением состояния здоровья, питания и условий проживания детей.
А в программе «Аргумент-Кино» будет демонстрироваться специальный сюжет, в котором при случае будет идти речь об освещении, об интерпретации проблем миграции и мигрантов в современном европейском кинематографе.
Выпуск газеты №:
№52, (2013)Section
Медиа