Медиа здорового человека
Какими будут СМИ в посткоронавирусную эпоху?
Будущее медиа — и традиционных, и «новых» — зависит сейчас от того, каким будет грядущий мир. Многие называют его «миром после пандемии» или «посткоронавирусным». Но в данном случае приставку «пост-» или «после» можно считать лишними: новая эпоха в жизни человечества как раз и будет отличаться от предыдущей осознанием того, что вирус — этот или другой, или какая-то другая инфекционная болезнь — является неотъемлемой частью жизни человека.
2020 год показал возможность пандемий смертельных болезней, от которых нет ни лекарств, ни вакцин. Людям надо это принять и решить, как дальше жить в таком опасном мире.
Какими будут в новых реалиях средства массовой информации и как система СМИ будет функционировать в целом?
Привычки традиционных медиа к новым реалиям уже дает о себе знать значительными осложнениями в их деятельности. Настоящим вызовом для традиционных медиа стало сохранение платных подписчиков и рекламодателей во время карантина.
По данным Национального союза журналистов Украины, 82% украинских редакций столкнулись с экономическими трудностями, в первую очередь, снижением доходов от рекламы. Медиа вынуждены сворачивать реализацию новых проектов, сокращать объемы производства или приостанавливать деятельность на время карантина. Начались увольнения сотрудников СМИ, уменьшение заработных плат, распространенной является практика массовых неоплачиваемых отпусков.
НСЖУ в сотрудничестве с почти 100 редакциями наработала Программу антикризисной поддержки онлайн и печатных СМИ, которая предусматривает ряд налоговых, экономических и организационных мер. Но вопрос в том, что проблема не только во временном карантине — некоторые изменения имеют все шансы стать или долговременными, или вообще неотвратимы.
Первый печальный прогноз: впереди у нас годы экономического спада и, соответственно, сокращение рынка рекламы. Смогут выжить издания, которые смогут вовремя адаптироваться, провести оптимизацию — то есть, «затянуть пояса» и одновременно сгенерировать креативные идеи для вовлечения аудитории и рекламодателей. И это надо делать уже сейчас, не дожидаясь «окончания карантина», или, тем более, «прекращения пандемии».
Второй прогноз тоже не очень веселый: печатная пресса — в виде бумажных газет и журналов — в «пандемическую» и «постмпандемическую» эру есть и будет менее привлекательной для читателей. Ответ на вопрос «почему» очевиден: это желание людей ограничить физические контакты с любыми предметами, и периодические издания не являются исключением. Конечно, о полном отказе от «принта» не говорится, но логично предположить, что пресса в ближайшем будущем все больше будет фокусироваться на развитии электронных версий — сайтов или PDF-формата.
Вызовом для традиционных медиа, которые пойдут в онлайн, будет привлечение платных подписчиков и рекламодателей для электронных версий, переход на новый формат материалов.
Писать для онлайн-изданий надо по-другому, чем для традиционных медиа. Можно будет избежать изменений в содержании вместе с формой — большой вопрос, ответ на который будет давать каждое СМИ отдельно.
Следующий прогноз связан уже с содержанием материалов «медиа будущего». С одной стороны, медиаэксперты говорят о том, что и сейчас, во время пандемии, и «посткоронавирусная эпоха» требуют и будут требовать качественной журналистики. Это является жизненно необходимым для выживания и отдельных людей, и целых наций государств — ложь о реальном состоянии распространении опасной болезни, фейки про несуществующие методы профилактики и лечения способны убивать в прямом смысле этого слова. Но, с другой стороны, существует запрос людей не на качественные и серьезные журналистские материалы, которые будут предоставлять им правдивую, полную и непредвзятую информацию, а на позитив любой ценой.
Как написала в своем «Фейсбуке» одна из ведущих специалистов страны в коммуникационной сфере, «коронавирус требует от коммуникаций утешения и надежды на будущее». «Людям необходимо знать, что все будет хорошо», — отметила эксперт.
Итак, прогноз №3: редакции могут сделать выбор в пользу утешения вместо правды, в пользу бегства от реальности вместо правдивых, но жестоких новостей.
Частично мы видим эту тенденцию и сейчас, но проблема в том, что желание «спрятаться от страшного мира» может стать постоянным, как и запрос аудитории на материалы об условных «пандах» и новости «из страны розовых пони». Такие «успокаивающие» медиа будут полезны с точки зрения психотерапевтического эффекта на людей, склонных к панике и истерике, но будут просто ядом для людей с критическим мышлением.
Выход только один: мыслящая аудитория должна научиться находить и поддерживать «свои» СМИ, а государства — обеспечить такие условия функционирования медиасферы, в которых неконьюнктурные и честные медиа смогут хотя бы выживать и продолжать информировать — не развлекать, не утешать, а именно информировать. Будущее страны без качественных и правдивых медиа выглядит слишком безрадостным, чтобы дать этому призраку будущего сбыться.
Выпуск газеты №:
№75-76, (2020)Section
Медиа