Между неосоветским и малоукраинским
Что показали и что должны были бы показать украинские телеканалы 9 МаяЕжегодно, как только начинает приближаться установленный Сталиным и Брежневым праздник, который зовется «День Победы», экраны украинских телеканалов становятся «серпастыми и молоткастыми». Жуков, Конев, Берия, Маленков, разведчики и контрразведчики, танкисты и артиллеристы, конники и авиаторы — и, разумеется, «вождь всех народов», он же «лучший друг физкультурников». И если бы речь шла о лучших фильмах советского и постсоветского периодов, в которых сделан акцент на так называемых «абстрактно-гуманистических ценностях»! Но нет — абсолютное большинство этих фильмов и телесериалов посвящены частичной или даже полной реабилитации тоталитарной системы, возглавляемой упомянутым уже «вождем народов», который теперь фигурирует еще и как «эффективный менеджер». Конечно, вспоминаются «отдельные недостатки», временами из уст героев лент звучат проклятия в адрес Сталина, но «свой», «родной», «российско-советский» тоталитаризм — лучше любого другого в глазах почти всех авторов того, что показывают украинским зрителям в канун 9 Мая и в этот день.
А между тем 9 Мая — особый советский праздник, который не объединяет, а разъединяет украинцев с другими народами, воевавшими с нацизмом и фашизмом. В Европе День победы над нацизмом и установление мира — это 8 мая. А 9 мая — это День Европы. Конечно, идеологи «русского мира» не считаются с какой-то там Европой — с поляками, вступившими в неравный бой с нацистской армией 1 сентября 1939 года, после подписания Пакта Молотова — Риббентропа, который сделал СССР и Третий Рейх союзниками в разделении Центрально-Восточной Европы. И с французами и британцами (которые совместно в 1940 году выбили лучшие кадры Люфтваффе, а затем Великобритания год практически самостоятельно противостояла Германии и Италии, поддерживаемым СССР, который имел с обоими этими государствами соглашения о дружбе).
И с сербами или греками, которые героической партизанской борьбой приковывали к себе десятки дивизий Германии и ее союзников. И с норвежцами и нидерландцами (маленькие страны, но не склонили головы; их огромные торговые флоты сделали значительный вклад в разгром нацизма...). И с албанцами. Все эти европейские народы вступили в войну с нацизмом и фашизмом раньше Советского Союза, который до последнего «дружил» с Гитлером и спасал того от нехватки продовольствия и промышленного сырья, — зачем же с ними считаться? А между тем, отмечу в скобках, все эти страны имеют свои кинематограф и телевидение, и не плохо было бы массовому украинскому зрителю увидеть их военные ленты.
ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ИНСТИТУТОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ФИЛЬМЫ — «ЗА БОРТОМ»
Не считаются в «русском мире» и с тем, что даже на пространствах СНГ не везде праздную «победу в отечественной войне»: в Армении 9 Мая — это День Победы и Мира, в Узбекистане — День Памяти и Почестей, а в Молдове — День Победы и памяти героев, которые полегли за независимость Родины.
И не главное ли — что «русский мир» чихает на тот беспрекословный факт, что украинцы и белорусы — как европейские, хотя и безгосударственные в то время народы, — воевали с нацизмом еще тогда, когда СССР был союзником Гитлера, а Красная армия с оружием в руках помогала Вермахту. Украинцы воевали с нацизмом с 1 сентября 1939 по 2 сентября 1945 года в рядах разных армий; поэтому считать тысячи тех из тех, кто погиб в составе Войска Польского в то время, когда Сталин с Риббентропом пил в Кремле шампанское за здоровье «любимого фюрера всех немцев», людьми «второго сорта», ведя речь только о «великой отечественной» — это даже не цинизм, это что-то куда более аморальное.
К сожалению, несмотря на десятилетней давности решение Генеральной Ассамблеи ООН относительно празднования 8 и 9 мая как Дней Памяти и Примирения, посвященных всем жертвам Второй мировой войны, в Украине изменений на официальном уровне не произошло, хотя в Верховной Раде и зарегистрировали соответствующие законопроекты. К счастью, не было уже помпезности прошлых лет, да и Сталина с Жуковым на телеэкранах уменьшилось, однако принципиально мало что изменилось. Украинский взгляд на войну остался скорее декларацией на уровне определенных интеллектуалов и политиков, а не воплощенным в художественные ленты и концертный аудиовизуальный ряд общенациональным культурно-ментальным нарративом. Ролики, в которых 9 Мая телеведущие на «1+1» рассказывали, чего стоила победа во Второй мировой войне их семьям, — это еще даже не шаг, а только полшага в этом направлении. Так же, как и документальные ленты, в том числе и рекомендованные к показу Институтом национальной памяти (впрочем, они по большей части остались «за бортом» праздничных телепрограмм).
В ЭФИРЕ — ПРОПАГАНДА
А вот «на борту» были российская комедия на около военную тематику «Пять невест» на «Новом канале», «Белорусский вокзал» на «Плюсах», сериал «Когда растаял снег» на СТБ, «В бой идут одни «старики» на ICTV, «А зори здесь тихие...» на НТН. Но некоторые телеканалы — несмотря на все политические пертурбации — не удержались от показа телесериалов о советских диверсантах и разведчиках (кто еще смеет сомневаться, что именно соратники В.В. Путина из «компетентных органов» выиграли войну?). А вот телеканал «Украина» осуществил, как по мне, прямое безобразие, поставив в эфирную сетку пропагандистскую ленту Федора Бондарчука «Сталинград» — того же Бондарчука, который подписал антиукраинское обращение к Путину относительно Крыма. Да и в целом, как образно высказался российский историк Борис Соколов, «вся идея фильма сводится к тому, что наши хорошие ребята «мочат» их плохих ребят. А сюжет «Сталинграда» построен так, чтобы были спецэффекты, и все персонажи кажутся приложением к спецэффектам, и другой роли у них вообще в фильме нет».
Поэтому советские и российские фильмы — еще советские военные песни — ролики о войне и современности в промежутке между сериалами и новостями — и все. Точнее, почти все, потому что еще же попадались и «разговорчивые головы», которые что-то там о той войне рассказывали. В этих рассказах была украинская оценка войны, но телевидение предусматривает насыщенный аудиовизуальный ряд, то есть взгляд на то или иное событие. Украинского же взгляда почти не было. Так же, как, кстати, польского, белорусского, литовского, чешского, грузинского. По крайней мере я не нашел в программах соответствующие ленты. А они существуют.
Скажем, стоило бы дать возможность массовому украинскому зрителю посмотреть запрещенный в Беларуси полнометражный кинофильм «Оккупация. Мистерии», созданный в 2004 году Андреем Кудзиненко. Фильм высококлассный, несмотря на его бюджет, который составлял... тысячу долларов. Конечно, сегодня он стоил бы 20-30 тысяч долларов, но имеем доказательство, что бюджет — не главное для того, чтобы художественно убедительно показать народную трагедию. Что же касается российского (именно российского, а не советского) виденья войны, то заслуживают внимания хотя бы два снятых на Свердловской киностудии в 1989 году фильма — «Перед рассветом» (реж. Ярополк Лапшин) и «Охота на единорога» (реж. Владимир Лаптев). Что же касается приемлемого и сегодня советского кино, то есть, скажем, «В двух шагах от «РАЯ» (фильм Одесской студии, реж. Тимур Золоев) и «В небе «ночные ведьмы» (Киностудия им. Горького, реж. Евгения Жигуленко — одна из прославленных летчиц, Герой Советского Союза, родом из кубанских казачек). Фильмы такого ряда отвечают именно той тональности отмечания 8 и 9 мая, которая предложена десять лет назад ООН, — памяти и примирения.
Но в любом случае, пока не выйдут на экраны ленты и сериалы, которые засвидетельствуют украинский взгляд на Вторую мировую войну и которые будут рассказывать о тех, кто считал именно Украину своей Родиной, до тех пор телевидение 9 Мая будет колебаться между неосоветским и малоукраинским.
Выпуск газеты №:
№87, (2014)Section
Медиа