Мгновение, остановленное на телеэкране
Соединить несоединимое, фотографию и телевидение, взялся журналист Александр Ляпин в своей передаче «Фотограф», что уже несколько месяцев выходит на канале СТБ. В свое время он задумал журнал «Фотография-ревю», где был и редактором, и автором изысканных текстов, и именно его концептуальный подход выделял это издание. Впрочем, по финансовым причинам дальше пилотного выпуска дело не сдвинулось, но выход «на люди» запомнился, в том числе и авторским кредо Ляпина: «Если фотография — это болезнь, то журнал есть надежный источник инфекции. Если любовь, то мы — ее романсеро». Теперь его понимание эстетики фотографии перешло с журнальных страниц на экраны телевизоров.
Передача «Фотограф» с первых выпусков заявила о себе попытками создать свой мир, непохожий на остальную телепродукцию. Тут и заставка «человек-фотоаппарат», и непривычно-нормальная манера ведущего, и интеллигентный метод подачи видеоряда, без все заполонившей эстетики якобы молодежных тусовок, правящей бал во многих других передачах.
Ляпинский «Фотограф» вводит зрителя в не очень простой мир мгновений, остановленных рукой профессионалов. Остановленных потому, что в этих мгновениях наиболее точно и ярко «схвачено» время или движение души персонажа, или позиция автора снимка. Здесь и трагическая серия снимков Александра Гляделова о бездомных детях, и Александр Чекменев, фотографировавший инвалидов на паспорт в их жилищах и заодно запечатлевший всю убогость их бытия. Здесь фотохудожники Игорь Корниенко и Елена Мартынюк, тяготеющие к изысканной, постановочной фотографии с элементами эротики, и просто художники, имеющие склонность к фотографической подаче своих живописных идей — Бабакин и Мухоед.
Одна из постоянных «страничек» передачи, называемая «Фотоархив», посвящена истории. Оказывается, еще до первой мировой войны жил в Киеве и работал в ателье на Крещатике фотограф Александр Шанцер, оказавшийся австрийским шпионом: его снимки использовала разведка. А англичанин Мьюбридж в 60–70 годы прошлого века, задолго до братьев Люмьер, пытался создать нечто, напоминающее синематограф — он снимал человека в движении. Один из режиссеров, работающих с Ляпиным, Александр Балагура, современными средствами объединил серию фотографий Мьюбриджа в единое целое — получилось прото-кино. Другой соавтор Ляпина, Максим Бернадский, снял удивительный «фильм о фотосъемках» — о том, как фотохудожник Александр Ктиторчук фотографирует Богдана Бенюка, причем героями передачи оказались оба: и актер, и его летописец.
Все действие на экране оказывается как бы вставленным в кадр пленки «Кодак», нанизанный на сквозной текст Ляпина, журналиста, без сомнения, обладающего собственным, узнаваемым стилем. В ближайших планах «Фотографа» — обращение к непременной по нынешним временам теме «фотомодель» и к творчеству фотохудожника Игоря Гайдая. Наверняка в передачах Ляпина найдется место и для других его друзей, фотомастеров высокого класса, пока не очень известных широкой публике.
Выпуск газеты №:
№149, (1998)Section
Медиа