Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Многие факультеты журналистики готовят сегодня молодых старых журналистов»

Директор Колледжа прессы и ТВ Глеб Головченко о новом формате масс-медиа и проблемах роста
17 февраля, 19:32
ГЛЕБ ГОЛОВЧЕНКО / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

В последнее время немало сказано и написано о новых, «постреволюционных» критериях работы для масс-медиа. Причем «одномоментный» — в результате общественных трансформаций — переход СМИ в иную систему ценностей воспринимается как нечто окончательное и бесповоротное. Однако насколько сами журналисты ментально готовы навсегда изменить стилистику работы или речь идет лишь о движении по течению? Насколько отвечает новым запросам общества система журналистского образования? Новые стандарты для него на примере одного отдельно взятого учебного заведения — это и стало главной темой разговора с директором Колледжа прессы и ТВ (Николаев) Глебом Головченко, который во время своего недавнего визита в Киев побывал в гостях у главного редактора «Дня». @AU Беседовали Лариса ИВШИНА, Михаил МАЗУРИН, «День»

— Ваше учебное заведение было создано в 1993 году. А что все-таки было толчком к созданию колледжа, и какие трудности вы испытали, когда ставили его «на ноги»?

— Началось все с того, что в 1992 году мы (я и мой родной брат) создали Агентство полезной информации «Тетра» и в скором времени столкнулись с проблемой кадров. Их просто не было. На тот момент на Юге Украины сложилась ситуация, когда к нам перестали приезжать выпускники Киевского и Львовского университетов (а других в Украине тогда еще не было), москвичи — по понятным причинам — перестали приезжать еще раньше. И мы задумались о том, что из этой ситуации необходимо искать выход, потому что через определенный промежуток времени на место старых журналистов некому будет придти. Я, кстати, в свое время был самым молодым журналистом николаевской прессы (первая публикация у меня вышла в газете «Зірка» и практически одновременно в местной «Южной правде», когда мне было шесть лет, а на профессиональной основе я пришел работать в газету сразу после школы, которую закончил в 16), но за моими плечами никого уже не было. Кроме того, я видел, что наиболее активная часть журналистов, которые в свое время были вовлечены в перестройку, увлечены демократическими преобразованиями, уходят из этой профессии — кто занялся бизнесом, кто изменил место жительства, и в украинской, особенно в региональной прессе остались те люди, которые вообще не разделяли демократических ценностей как таковых. И в этом мы тоже видели свою задачу — в том, чтобы появилась группа людей, которые могли бы осознанно отстаивать демократические ценности.

Что приходилось преодолевать при становлении колледжа? Помимо традиционного сопротивления государственной машины еще и некоторое неприятие со стороны коллег, которые просто задавали вопросы: почему эти молодые; что, у нас не было более опытных, кто мог бы этим заняться; почему таким образом, а не каким-то другим? Тем не менее мы на протяжении всех этих 11 лет делали свое дело. Кстати, стоит отметить, что, в отличие от то появлявшихся, то исчезавших тренинговых программ, наш колледж и лицензирован, и аккредитован. Мы рады тому, что на определенном этапе нас поддержал ряд региональных изданий, которые понимали, что с кадровой проблемой мы будем сталкиваться вновь и вновь.

Сейчас мы переходим к очередному этапу нашего развития. Как показывает практика, сегодня недостаточно только подготовить качественных репортеров, что мы делать научились. Но наш подготовленный по новым стандартам репортер нередко приходит на работу к редактору или издателю, которые по новым стандартам работать не готовы. И тогда возникает проблема конфликта качества. Поэтому сегодня мы видим нашу задачу в формировании тройки «репортер — маркетолог — менеджер». Только при условии формирования этой связки можно говорить о действительно независимых СМИ, готовых работать в условиях рынка.

На протяжении долгого времени, а точнее с 1998 года (я стал директором колледжа в 1997 году) мы сотрудничали с американскими и европейскими университетами, создав на базе их методик свои, новые. В основу легло понимание того, что подготовка профессионалов должна строиться, в основном, не на личности преподавателя, а на технологии. И поэтому наш профессорско-преподавательский состав — это, прежде всего, тренеры, которые помогают учиться, но ни в коем случае не должны учить. И сегодня уже американцам интересен наш опыт. Например, меня пригласили в марте прочитать курс лекций в рамках одной из программ Джорджтаунского университета, потому что им интересна и наша модель.

— Это очень важно — творчески перерабатывать те методы и принципы, которыми когда-то руководствовались при формировании системы масс-медиа в той же Америке или Европе. Нельзя слепо копировать, потому что, как меня однажды фактически вынудили сказать, прежде, чем создать Би Би Си,нужно создать Британию. Кстати, а кто у вас читает курсы и как осуществляется подготовка тех, кто учит?

— Поскольку, когда мы создавали колледж, государственная система образования была в достаточно плохом состоянии, сначала мы отбирали лучших преподавателей из николаевских вузов. Причем один из определяющих принципов заключался в том, что эти люди должны были быть самодостаточны, потому что было большое количество плачущих профессоров, преподавателей, которые непрестанно жаловались на судьбу. А сегодня мы уже подготовили целую команду, как мне кажется, в будущем блестящих тренеров из тех, кто в свое время прошел колледж, потом получил магистерское образование, приобрел опыт работы в украинских медиа, и сегодня подходит к тому, что он может передавать определенные знания в рамках внятного технологического процесса.

Недавно я обратился к Президенту с открытым письмом (сейчас, правда, уже «парад» открытых писем), в котором отметил, что европейской стране нужно, прежде всего, европейское образование. К сожалению, сегодня мы не можем говорить о «европейскости» нашего образования ни по одному из параметров. Я всегда привожу такой пример. Наших университетов нет ни в одном мировом рейтинге университетов. Почему? Есть один простой параметр — количество нобелевских лауреатов среди выпускников. Если Виктор Андреевич Ющенко действительно получит Нобелевскую премию мира, то тогда мы сможем номинировать в мировом рейтинге Тернопольскую академию народного хозяйства... Это, с одной стороны, вроде бы и шутка, а с другой, — отражение реально существующей проблемы.

Очень многие университеты в Украине по-прежнему не учат думать. У нас в этом отношении есть интересная технология «круглых столов», которые мы включили в процесс обучения: начиная от предметных «круглых столов», связанных с их учебной деятельностью, и заканчивая «круглыми столами» на одну из социально значимых тем. Я также горжусь тем, что в нашей программе подготовки есть такой интересный курс, как «темы для новостей», которого нет ни в одном украинском университете. Это при том, что немногие журналисты сегодня осознанно занимаются тематическим планированием. Чаще всего не журналисты ищут новость, а новости их находят. А мы стараемся наших ребят ориентировать на опережение. А для этого нужно анализировать, не так ли? И тут предстает еще одна серьезнейшая проблема, которая сегодня существует, — у нас очень мало людей, прошедших среднюю школу и готовых к аналитической деятельности как таковой.

А в региональной прессе аналитической журналистики фактически нет. Отчасти и потому, что очень часто редакторы не хотят роста для своих репортеров. Я не раз наблюдал это, поскольку мы стараемся постоянно держать связь с редакциями. В том числе и для того, чтобы знать, что, может быть, не устраивает в подготовке наших специалистов. Кстати, мы на каждый госэкзамен приглашаем экспертную комиссию из представителей николаевских и национальных СМИ. Здесь, правда, иногда заключается двойная выгода. С одной стороны — оценка качества подготовки, с другой — возможное трудоустройство (если ребята на момент выпуска еще не трудоустроены).

Между прочим, мы очень четко отслеживаем такой показатель (опять же — американского происхождения) как реальное трудоустройство в первые три месяца после выпуска. И в последние годы этот показатель не опускается у нас ниже 95 %. Во многих государственных вузах для отчетности достаточно принести справочку в университет, хотя этого специалиста никто никогда работающим на предприятии, с которого он принес справку, не увидит. Поэтому я думаю, что в основе подготовки специалистов в XXI веке должен быть не только личностный, а технологический процесс.

Если говорить об этом применительно к преподавателям, то, в зависимости от технологии, которая необходима, подбирается тот человек, который оптимален на этом этапе. У нас, например, студенты имеют возможность выбирать курсы, и как только профессор начинает терять какое-то количество студентов на своем курсе — это уже показатель того, что он становится неинтересен. И поэтому каждого нашего преподавателя мы настраиваем на то, что он должен бороться за интерес своего студента, поскольку если он становится неинтересен студенту, мы, увы, не продлеваем с ним контракт. Еще один минус традиционной постоветской системы подготовки журналистов заключается в том, что многие педагоги сегодня, к сожалению, — администраторы, они профессиональные преподаватели, но очень часто не могут сделать ни радиопрограмму, ни телепередачу, ни газету. И поэтому у нас поощряется участие преподавателей специальных дисциплин в журналистских проектах. Я и сам стараюсь делать какие-то журналистские, творческие проекты. Недавно, например, мы закончили фильм о выборах президента США — «Молодь обирає демократію».

— А будете ли делать фильм о том, как проходили выборы в Украине?

— У нас будет другой проект, который будет называться «Расскажи Югу о революции» и «Расскажи Востоку о революции». Существует большое количество мифов, а СМИ своей просветительской задачи в данном случае так и не выполнили, и очень многие люди сегодня и на Востоке, и на Юге Украины так и не знают, что же произошло...

— Кстати, поскольку СМИ своей задачи не выполнили, то каков ваш взгляд на проблему «уроки президентских выборов для СМИ и журналистов»?

— Достаточно много было сказано о моральных принципах. Но другой аспект этой проблемы — это отсутствие профессиональной отрасли как таковой, при том у нас есть СМИ. Как-то раз я разговорился с простым таксистом. И он, узнав, какую отрасль я представляю, сказал: о, да у вас одна из самых самодостаточных отраслей, вы сами для себя пишете, сами для себя снимаете и сами для себя делаете радиопрограммы, но явно это все делаете не для нас. И действительно, такое впечатление, что определенная часть наших коллег делают это все для себя, но не для читателя, зрителя, слушателя. Т.е. СМИ не выступают выразителями их интересов. Я считаю, что предыдущее поколение редакторов и журналистов себя во многом дискредитировало и должно подвинуться, уступив немного места новому поколению. Проблема в том, что определенная часть этих людей для себя так и не ответили на вопрос: а являются ли они сторонниками Украины. Тут я писал бы через запятую — Украина, демократия. А эти люди не разделяют ни идеи государственности, ни идеи демократического гражданского общества. Говоря о старом и новом поколении журналистов, я провожу разделение не по возрасту, а, прежде всего, по восприятию. Да, формально может получиться, что и молодых по возрасту в этой отрасли окажется больше. Но в то же время, зная реальную ситуацию, могу сказать, что многие факультеты журналистики готовят сегодня молодых старых журналистов...

— Поскольку ваш колледж существует уже довольно давно, с 1993 года, то хотелось бы узнать, где сейчас можно увидеть ваших выпускников?

— Если говорить о национальных телеканалах, то на канале СТБ, например, работает Наталья Гаврилова, на «5 канале» — Анжелика Руденко, известная также по предыдущим проектам «Громадського радіо» (из первых выпускников). Если говорить о региональных СМИ, то список будет очень длинным. Ведь, в принципе, мы изначально не претендовали на то, чтобы даже когда-нибудь наш колледж стал университетом. Мы говорили о том, что будем формировать классический колледж — для того, чтобы поднимать уровень региональной прессы. Те лучшие, которые пожелают и будут способны преподавать или заниматься в дальнейшем наукой, — вот такие люди, на наш взгляд, и должны идти в университет. А если ты будешь просто работать в районной газете, тебе достаточно квалификации бакалавра. Но в любом случае, сегодняшние разговоры о новых стандартах в журналистике не позволят обойти и дискуссию о новых стандартах в журналистском образовании... @=> Начало на 9-й стр.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать