Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мусульмане – патриоты Украины»

Шейх Саид Исмагилов — о достижениях Майдана, ситуации в Крыму и медиа-стереотипах
24 апреля, 16:12
САИД ИСМАГИЛОВ

Шейх Саид Исмагилов является муфтием Духовного управления мусульман Украины «УММА», живет в Донецке, имеет татаро-украинское происхождение, является участником Майдана в Киеве и родном городе. Сейчас изучает украинский язык и активно использует его публично. Таким образом шейх стремится подчеркнуть, что украинские мусульмане — патриоты родной земли.

Шейх Саид, поскольку вы живете в одной из «горячих точек» современных украинских событий, как оцениваете происходящее с позиции гражданина и духовного лидера своего сообщества?

— Месяц назад мы проводили встречи с имамами мусульманских общин. И почти все сказали, что хотят жить в свободной и независимой Украине. Недавно был создан Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций в Донецкой области. Мы подписали меморандум-обращение, в котором религиозные организации высказались за единство Украины и против сепаратизма. Наша позиция вытекает из свидетельств единоверцев из Крыма. По состоянию на сегодня, через частные источники информации, есть факты о смерти двух замученных мусульман на полуострове, а еще есть и те, которых похищают и истязают. Поэтому часть мусульман перевезла свои семьи в другие области Украины. Несколько дней назад появился документ с российской стороны, в котором говорится о депортации и борьбе с «радикально настроенными мусульманами в Крыму». Пока непонятно, кто такие радикальные мусульмане, как будут их отличать от других. Из наших внутренних источников знаем о том, что большинство критически настроенных мусульман уже покинули территорию Крыма, имею в виду тех, кто призывал к преобразованию халифата, помощи арабским странам. Они хорошо знают, что с ними сделает российская карательная машина. Остались те, которые действительно любят свою землю. Поэтому мусульмане Украины, наблюдая проблемы в Крыму, понимают, что их может ждать такой же сценарий — с зачистками, репрессиями. В действительности наше сообщество очень мирное, мы спокойно уживаемся с другими конфессиями, мусульмане являются патриотами Украины. Конечно, ислам не может оправдать действий сепаратистов. Пророк Мухаммед сказал, что тот, кто присвоит себе без права хотя бы кусочек земли, в Судный День будет наказан страшной Божьей карой. Захват украинской земли нельзя никак иначе квалифицировать, как преступление и грех.

Вы неоднократно отмечали, что украинские мусульмане в выявлении своей религиозной свободы имеют намного больше преимуществ, чем единоверцы в других странах...

— Да, это важно и уникально, когда в пределах одного государства сосуществуют разные конфессии и религиозные сообщества. Мусульмане Украины имеют многовековую историю мирного сосуществования с другими религиями. Аналогов такой религиозной свободы в европейских странах теперь не существует, разве что в Иерусалиме. Ввиду такого мирного сосуществования мы уже интегрированы в наше общество. Мусульманам западной Европы как раз этого не хватает, они живут в культурно-информационных гетто. Думаю, что такая интеграция и стремление быть с народом у украинских мусульман — фундамент к созданию настоящего гражданского общества. Однако последние события причиняют боль нашему сообществу. Количество мусульман в Украине составляло около миллиона, после оккупации Крыма цифра сократилась на треть. И это для нас определенная трагедия, потому что Крым — это «отчий дом» для многих мусульманских сообществ, которые сегодня есть в Литве, Беларуси, Румынии, Польше и Украине.

В ходе крымских событий был факт, когда крымские татары после вытеснения сообщества УПЦ (КП) разрешили духовенству молиться в своих мечетях. Как вы расцениваете этот жест?

— У мусульман особое отношение к христианам, об этом сказано в Коране. История взаимодействия христианского и исламского миров — давняя и теплая. Например, в случае необходимости мы, мусульмане, разрешаем христианам исполнять свой обряд в наших мечетях, если они, безусловно, не имеют собственного храма. Это даже наша обязанность, имеющая историческую преемственность. Во времена пророка Мухаммеда в Медину приехала делегация христиан из провинции Наджран. Когда у христиан наступило время молитвы, пророк предложил им помолиться в мечети. Этот пример не является единственным в истории. Через несколько десятков лет Халиф Омар аль-Хаттаб приехал к Иерусалимскому Патриарху и, когда наступило время для мусульманской молитвы, Патриарх предложил помолиться в храме. Хотя мусульманам можно осуществлять свой обряд и в христианской святыне, однако Халиф помолился в церковном дворике. Так требовало время, ведь мусульмане и христиане могли неправильно его понять. Предложение крымских татар не является специальным жестом, а нормальной практикой.

Ввиду присутствия религиозной свободы в Крыму в течение нескольких веков этот шаг не вызывал каких-то дискуссий. Представьте себе, как бы отреагировали на это, например, в России. В этом контексте мы не говорим о единении конфессий, только о толерантном отношении друг к другу. Каждая религия должна быть отдельной, об этом сказано в Коране (256 стих, 2 глава) — «нет принуждения в религии».

Анализируя ход информационной войны между Россией и Украиной, неоднократно мы видели образ мусульманина в экстремистской окраске. Однако этот медиа-стереотип наблюдается еще с начала двухтысячных, в частности после терактов в США. Как разрушить этот стереотип, ведь в Коране любой терроризм и экстремизм осуждается?

— Мусульмане Украины очень страдали от этого стереотипа. Украинские мусульмане владеют неоценимой религиозной свободой. Например, у наших единоверцев из других стран есть немало проблем — запрещение печати религиозной литературы, сооружения мечетей, контроль в избрании священнослужителей. Именно такая свобода религии привила многим мусульманам в Украине патриотические чувства. Мы любим свою Родину, хотим жить здесь при любых условиях, быть со своим народом. Этот стереотип мусульманина-экстремиста направляли и на мусульман Украины. С нашей стороны не было никаких экстремистских действий. Были небольшие столкновения в Крыму между крымскими татарами и российскими казаками, но эти недоразумения не сравнятся с масштабными конфликтами в России. Этот медийный стереотип был причиной невосприятия нашего сообщества. Конечно, в мире есть радикально настроенные мусульманами, однако их меньшинство и их действия мы осуждаем как преступления, но часто, к сожалению, СМИ обращают больше внимания на них. Парадоксально, однако современная критическая ситуация в Украине по-другому представила мусульман, в частности и в медиа. Я думаю, от этих стереотипов можно избавляться только в личном общении. Мы, мусульмане, очень открыты. Если кто-то хочет узнать о нас больше, может прийти в мечеть, пообщаться, прочитать соответствующую литературу.

Современные украинские события и их отражение в медиа часто приводят к психологическому кризису, ведь несколько месяцев подряд мы просыпаемся с негативными новостями. Какой может быть ваша оптимистичная и духовная нота для всех, кто разочарован и опечален?

— Несмотря на всю сложность ситуации, в Украине произошел ментально-духовный сдвиг. Мы не доверяли друг другу, жили стереотипами, разделениями, незнанием собственной истории и даже религии. В течение этих месяцев появилась полноценная украинская нация, и это единение — навсегда. Мы поняли, что, несмотря на национальность, мы — один народ. Не важно, на каком языке мы разговариваем, самое главное — делаем общее дело, защищаем Украину, хотим видеть ее государственное развитие на основе свободы и верховенства права. В этих бурных событиях мы увидели друг друга, поняли, насколько религиозный аспект нашей жизни важен. Ведь именно Церковь была источником силы для протестующих. Об этом мне говорили лично те, кто стоял на Майдане. Эти события подтвердили отход от совкового атеизма. Во-первых, мы сформировались как нация. Это формирование не могло быть искусственным, нация должна была пережить это. Во-вторых, мы укрепились в вере. Поэтому с Божьей помощью мы победили и победим. Сегодня мы боремся не за кусок хлеба, а за свободу и независимость, когда люди поймут это, перестанут жить советскими фантомами, все изменится. У нашего народа — большое будущее!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать