«На игле» российского сериала
Когда украинское ТВ сможет отказаться от «телесеконд-хенда»?«Свои в доску» — так характеризует героев российского сериала о милиции украинский телеканал ICTV, который этот же сериал и показывает. Уже в самой формулировке, стилистике, буквальном переводе русского фразеологизма просматривается нынешняя проблема нашего информационного пространства — нежелание отмежеваться от «русского мира». Даже сейчас, после аннексии Россией Крыма и войны на востоке Украины, канал продолжает транслировать чужую пропаганду, романтизируя спецслужбы и органы «правопорядка». Так когда-то сериал «Бригада» навязал своим почитателям миф об уголовных авторитетах «с человеческим лицом», а теперь всю Россию называют «мафиозным государством» иностранные дипломаты и журналисты. Кажется, что все наше телевидение нужно лечить от стокгольмского синдрома, который возникает при захвате заложников, когда те начинают симпатизировать похитителям или даже отождествлять себя с ними. Заложниками российского сериального телепродукта украинские зрители стали уже давно. И хоть официально Украина задекларировала свое движение в сторону европейских стандартов, отечественные телеканалы и медиа-группы, кажется, этого не заметили.
Так какой телерацион сегодня у украинских зрителей и как его изменить? Канал ICTV — все сериалы за исключением одного — российские. Львиная доля из них — о криминале. Их цинизм иногда переходит все границы. «Необоснованно закрытое уголовное дело, осуждение абсолютно непричастного к преступлению человека, небрежным образом потерянные во время расследования важные доказательства и превышение служебных полномочий при допросе подозреваемых», — с этим, по определению аннотации сериала борются работники российской прокуратуры, хотя в реальности правозащитники их в этих действиях обвиняют. Телеканал «Украина» также не отстает от сегодняшних «тенденций» — четыре сериала, которые транслируются на протяжении недели, связаны с криминалом. Все они, конечно, российские. Кроме того, «Украина» показывает сериал с яростным украинофобом Иваном Охлобыстиным, которого вообще должны были бы объявить персоной нон-грата на нашем телевидении. Парадокс?.. Немного лучше ситуация с телепрограммой у «Интера» — здесь российские многосерийники делят территорию с российско-украинской копродукцией, и есть даже один сугубо отечественный сериал.
Зато «Интер» отличился тематикой российского «мыла» — зрителей развлекают социалками, мелодрамами и... историями о военно-морском флоте России! Единственный канал, в эфире которого теперь нет ни одного российского сериала — «1+1». Но в холдинг «1+1 медиа» входят и другие каналы, в том числе и «2+2», который крепко сидит «на игле» российских сериалов и художественных фильмов. В частности, на этой неделе даже показывали «День командира дивизии» о «доблестных подвигах» Белобородова и Жукова...
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ШТУРМУЕТ НАЦСОВЕТ
Поэтому не удивительно, что против таких двойных стандартов вышли протестовать активные общественные активисты. «День» уже писал, что 31 июля под зданием Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания состоялась акция протеста против засилья российских сериалов в украинском эфире. «В нынешних условиях является недопустимым тот факт, что украинское телевизионное пространство заполнено продуктами российского агитпропа: телесериалы, телепрограммы, музыкальные клипы на телевидении, и музыкальные произведения на радио. Как может иметь место такой факт, что певица Валерия презирает Украину, восхваляет Путина, а в то же время на радио звучат ее песни. А наихудшая ситуация, конечно, с телевидением: там мы видим массу сериалов, пропагандирующих величество армии врага, ее милицию другие государственные органы. И это в то время, когда те же воспетые солдаты, воюют с нами на Востоке Украины, убивают наших военных-патриотов», — идет речь в обращении киевских активистов движения «Экономический бойкот» (российских товаров) к председателю Нацсовета Юрию Артеменко. На следующий же день после пикета в наблюдательном органе провели совместное заседание с общественными активистами.
Один из участников движения «Экономический бойкот» Юрий ДЗЯМУЛИЧ отмечает, что они не просто требуют запретить российские сериалы, они ищут альтернативу этому телепродукту. По его словам, «Экономический бойкот» работает сейчас над инициированием круглого стола с телепродюсерами центральных каналов, чтобы донести до них настроения общественности и вместе искать пути решения ситуации с российскими сериалами.
ЕВРОПУ — НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ТВ
«Где эта пресловутая Национальная комиссия по ТВ? Чем они там занимаются?.. Вот еще один «защитник ТВ-чистоты» аж 4 июля «народный депутат Владимир Арьев подчеркнул, что на новых членов возложена особая миссия (прямо «Миссия невыполнима») — навести порядок в телевизионном пространстве. В первую очередь, это касается требования убрать из эфира российские сериалы и фильмы». И где, этот порядок, я спрашиваю?», — написала на своей Facebook-странице директор PR-агенства «Дель Арте» ОЛЬГА СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ. Когда члены Нацсовета как мантру повторяют «мы не можем вмешиваться в контент каналов», а некоторые вообще сознаются на камеру, что «не смотрят телевидение, потому что какой же нормальный человек его смотрит» (и это работники регулятивного органа!), общественным активистам остается брать инициативу в свои руки. Еще в марте, на стадии начальной военной агрессии России в Крыму, в украинском сегменте интернета появилась петиция под названием «Призываем заменить российский контент на украинском ТВ» адресованная сразу и органам власти (Национальному совету Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Комитету Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации, Государственному комитету телевидения и радиовещания Украины, народным депутатам Украины), и руководителям телеканалов.
«Я — обычный зритель. Таких зрителей много, нам достаточно лишь объединиться в защиту своего права на качественный информационный продукт, — комментирует «Дню» Тимур ЛЕВЧУК, общественный активист, член ВБО «Точка опоры», участники которой и разработали петицию. — Сейчас именно такое время, когда практически любая умная инициатива может получить общественную поддержку, достаточную для того, чтобы принести изменения. Даже в Украине в супермаркете достаточно жалобы одного человека, чтобы заменить несвежий товар на качественный. Телевидение почему-то мы так не воспринимаем, хотя оно — такой же бизнес, а мы — такие же потребители. Нужно помнить о том, что приближаются парламентские выборы, и этот вопрос может стать элементом политических кампаний».
По мнению активиста, очень важно, что петиция не призывает кого-то наказать или что-то просто запретить, а предлагает альтернативу, которая уже работает в Европе. «Я не говорил бы здесь о «очистке», потому что это похоже на запрещения и цензуру. Речь идет об изменении информационной и культурной среды, — говорит член ВБО «Точка опоры». — Украина все еще погружена в российское информационное пространство. Открыв для себя европейское инфопространство, мы сможем открыть Украину для европейцев. В настоящий момент мы несправедливо лишены права смотреть качественные (и даже некачественные!) программы из соседних стран — Польши, Словакии, Чехии, не говоря уже о Скандинавии или Британии. Для украинских телеканалов нетрудно перейти на субтитрование, ведь они и так сейчас субтитрируют русскоязычный контент на украинском. Это недорого. Кстати, благодаря этому субтитрованию, большинство жителей Европы свободно говорят на английском и на языках своих соседей по ЕС, потому что слышат эти языки с детства. Во Львове, где деть даже при СССР имели возможность смотреть польское телевидение, сейчас хорошо понимают польский язык. Относительно собственного контента: много российских сериалов снимается в Украине — второстепенные роли играют украинские актеры, много технического персонала — украинцы. Поэтому у нас есть потенциал и человеческие ресурсы для того, чтобы создавать собственный продукт. Достаточно освободить для него пространство в эфире, перестав потреблять «секунд-хенд» из России», — подытоживает Тимур Левчук.
КОМУ НУЖНЫ УКРАИНСКИЕ СЕРИАЛЫ?
Кстати, о собственном контенте. «День» поинтересовался в FILM.UA Group (группа компаний в сфере кино— и телепродакшна, которая занимается разработкой, производством, адаптацией, дистрибуцией и доставкой аудиовизуального контента — Авт.) стали ли центральные украинские каналы и медиа-группы чаще обращаться к ним с просьбой о разработке или производстве украинских сериалов после призывов Нацсовета и общественности «фильтровать» российскую кинопродукцию? Но столкнулись... с непониманием ситуации. «Я слышал высказывания отдельных телевизионных людей о том, что сейчас не наиболее удачное время для показа российских сериалов о спецназе. Но причем здесь весь остальной продукт: мелодрамы, драмы, детективы? — комментирует «Дню» генеральный продюсер FILM.UA Group Виктор МИРСКИЙ. — Мы никогда не чувствовали проблем в сотрудничестве с украинскими каналами. Они всегда к нам обращались, и нас всегда объединяла общая цель развития телевизионного производства на территории Украины. Вот 4 сентября в кинопрокат выходит фильм «Одинокий по контракту» — наш общий проект с «Новым каналом». Через несколько недель мы начинаем съемку 60-серийного проекта «Гречанка» — общего проекта с «Интером». Так что, в сущности ничего не изменилось. Другой вопрос, что сильно ухудшилась экономическая ситуация, а развивать производство, не имея для этого средств крайне сложно. Если в стране нет денег, если каналы не зарабатывают на рекламе, то и производства не будет».
Безусловно, вопрос поддержки и финансирования украинского кинематографа, в том числе и телесериалов — важный и болезненный. Он должен был бы стать частью государственной информационной политики. А «при чем тут русские мелодрамы и детективы» доступно объясняет блогер и автор «Дня» Александр ПРИЛИПКО на своей Facebook-странице: «Во-первых, почему все должны смотреть российский продакшн, хотя, например, турки, научились снимать неплохое кино, а уж о польских, датских, испанских, французских, бельгийских фильмах и говорить нечего? Во-вторых, это же не кино, а завернутая в сериал агитка. В-третьих, наше ТВ это «крутит» не бесплатно, значит, мы поощряем бракоделов делать для нас гадости во всех смыслах. Есть и четвертый резон. Кино всегда провоцирует подражание: героям, ситуациям, вкусам. Эти сериалы, просто школа обучения ватников их ужасным манерам есть, пить, говорить, любить... Короче, то, что у них кино, у нас гадко палочками взять».
Да и не стоит во всем обвинять экономическую ситуацию. Если у «1+1», несмотря на финансовые трудности, удалось, то почему «Интер» или «Украина» не могут изменить свою сетку вещания? А если и начнется этот процесс, то как долго он будет продолжаться? На сайте Нацсовета есть новость о том, что 5 августа состоялась закрытая встреча членов Национального совета с топ-менеджерами украинских телеканалов, где обсуждался вопрос российского контента. «Участники встречи постановили начать отсутствующую до сих пор коммуникацию между регулятором, кинематографом и всеми участниками рынка», — написано в тексте новостей. Читая такое, понимаешь, что потребность в общественном давлении еще долго не отпадет.
Выпуск газеты №:
№145, (2014)Section
Медиа