Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Надо поддержать нашего Президента!

18 декабря, 17:41

В Киеве до сих пор спорят о том, стоит ли создавать в нашей стране Министерство информационной политики. При этом в ход пускают все средства, с тем чтобы в делах особой важности заподозрить какой-то нездоровый интерес. Одни считают, что это непозволительное расточительство в современных условиях, когда правительству не хватает средств для укрепления обороноспособности украинской армии. Другие опасаются, что министерство «правды», как уже успели подобрать ему название, станет выполнять роль цензора. Третьи видят во вновь создаваемой структуре очередную возможность наступления на свободу слова... Такие уж мы есть. Станем же с этим считаться. С заблуждениями не надо бороться, их надо уважать, а иногда — терпеливо разъяснять.

Правильно сделал Юрий Стець, решивший сразу же после утверждения правительства проинформировать журналистов и экспертов о задачах Министерства информполитики, как он их понимает. Однако сделанное им сообщение об устройстве и принципах его функционирования, судя по откликам в печатных и электронных масс-медиа, оставило больше вопросов, чем ответов. Мне думается, что в данном случае мы имеем дело со специфической формой проявления закона Льюиса Аллена: «Все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд». Жаль, что процессу создания этого министерства не предшествовало конструктивное обсуждение положения о нем, чем справедливо возмутился ряд авторитетных украинских журналистов и гражданских активистов.

Маловероятно, чтобы авторам инициативы по созданию нового ведомства была известна обязывающая надпись из плаката 1912 г. для американских железнодорожных переходов: «Остановись — оглянись — прислушайся!». Зачем этот разговор? — спросит читатель. А вот зачем. Занимаясь информационной политикой, это правило следует постоянно иметь в виду. Посмотрите, как идеально и удачно оно подходит к предмету нашего интереса.

Чтобы избавиться от того горького осадка, который остался от первого восприятия общественностью идеи «запуска» на правительственную орбиту Министерства информационной политики, глава украинского государства недавно прямо заявил, что не верит в то, что новосозданный Мининформ может стать Министерством цензуры. «Я думаю, что это глупость», — сказал Петр Порошенко 6       декабря в Чугуеве, выступая перед участвующими в АТО нашими военнослужащими. По словам Президента, главная задача Мининформа — отражение информационных атак против Украины со стороны противника. При этом он особо подчеркнул: «Я уверен, что продвижение правды об Украине в мире сегодня является главной функцией не только правительственного министерства, это задача всех нас». Учитывая вооруженную, экономическую и информационную войну, которую Россия ведет против нашей страны, такая постановка вопроса не только ожидаема, но и необходима. В этой связи закономерно спросить: «Почему Украина не дает должного отпора информационной агрессии наследников Геббельса в России? Чего мы ждем?»

Поскольку Президент Украины ведет речь по сути о контрпропаганде как идеологическом оружии, очень важно разобраться, на что в первую очередь она должна быть направлена. Какие ее главные принципы? В чем особенности основных видов контрпропаганды? Без уяснения этих вопросов мы не сможем как следует защититься от лживой российской пропаганды, что способствует ненависти к украинцам. Полагаю, автору есть что сказать по этому поводу, так как он в свое время подготовил и защитил диссертацию по контрпропаганде. Безусловно, мои соображения не исчерпывают всех возможных аспектов контрпропагандистской деятельности. Тем не менее, они являются важными, особенно в том внешнеполитическом, военном и информационном контексте, в котором оказалась Украина в текущем году. Специфичность этого оружия состоит прежде всего в том, что контрпропаганда при кажущемся защитительном ее характере всегда носит активный, наступательный характер.

В этом смысле она должна быть направлена на решительное противодействие агрессивной российской пропаганде. На практике такое противодействие осуществляется различными способами и методами: перекрытием каналов распространения вражеской информации; аргументированной критикой тех или иных положений; прямым разоблачением; противопоставлением истины российским инсинуациям; распространением правды о тех или иных событиях; проявлением бдительности к любым акциям российских спецслужб, пропагандистских центров, отдельных средств массовой информации. События последнего года в Украине показали: работы здесь еще непочатый край.

Не менее важно подчеркнуть и такой момент: противодействие враждебному влиянию нашего противника организуется на основе ряда методологических положений, которые выступают в виде определенных принципов. А именно: принцип наступательности контрпропаганды; принцип бескомпромиссной борьбы в контрпропаганде, а также принцип упреждения в повседневном информировании людей о положении дел в нашей стране. Названы также некоторые другие принципы контрпропаганды — доказательство очевидного факта, что эта сфера идеологической деятельности является чрезвычайно острой, динамичной, требующей особого внимания «всех нас», в чем нашего Президента, безусловно, стоит поддержать.

А в целом, исходя из объектов наших воздействий, можно выделить два основных вида контрпропаганды: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя контрпропаганда призвана оградить наше население от влияния лживой пропаганды из России, способствовать выработке у граждан Украины духовного иммунитета против враждебных идей и взглядов. Это достигается специальными мерами организационного и идеологического характера. К ним можно отнести такие, как контроль за каналами возможного враждебного влияния, разоблачение конкретных пропагандистских акций, разъяснение подлинной сути тех или иных событий и их причин, показ заинтересованности нашего идеологического противника в деформации истины, сокрытии правды и т. д. Внешнеполитическая контрпропаганда представляет собой систему конкретных мер, направленных на распространение правды об Украине и нейтрализацию, разоблачение домыслов враждебной нам пропаганды. Ведется главным образом среди населения других стран. Для Украины — это способ рассказать о себе, своей жизни, планах, достижениях, проблемах и трудностях, людях.

Этим можно было бы и закончить. Но мне почему-то хочется напоследок упомянуть о военной пропаганде 1939—1945 годов. Вот одна из американских листовок, обращенных к гитлеровским солдатам в 1944 г. Заголовок: «Минута, которая может спасти твою жизнь». И далее текст: «Внимательно и вдумчиво прочти следующие шесть пунктов. От них может зависеть, будешь ли ты жить или умрешь: 1. В сражении с применением техники одна лишь доблесть и храбрость не может восполнить недостаток в танках, самолетах и артиллерии. 2. После разгрома «Западного вала» и поражения на Востоке все решено — Германия проиграла войну». Заканчивалась листовка словами: «Ты должен решить все сам». (Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. — М.: Высшая школа, 1984. — С. 95). По моему мнению, это пример, достойный нашего внимания, не так ли? Мне он импонирует.

Анализ опыта военной пропаганды периода Второй мировой войны, проведенный западными экспертами и изложенный в обширном массиве монографий, посвященных данной теме, заслуживает серьезного внимания в первую очередь потому, что он дает возможность проследить, как на последовательных стадиях обобщения этого опыта из него извлекалось все, что считалось необходимым поставить на службу не только военным, но и внешнеполитическим целям. Наверное, это поможет уяснению сути дела, о котором идет речь. Было бы только желание...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать