Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новости из... подполья

Террористы потребовали от СМИ на востоке в течение 10 дней пройти «республиканскую регистрацию»
04 июля, 10:47
УКРАИНСКИЕ СОЛДАТЫ В РАЙОНЕ КРАМАТОРСКА. ПЕРВАЯ ФАЗА АТО. 2014 г. / ФОТО РЕЙТЕР

Редакции газет, которые на сегодня физически находятся в Донецке и области, подвергались влиянию со стороны вооруженных представителей «ДНР», о чем, в том числе, неоднократно писал «День». Немного лучше ситуация обстоит с интернет-изданиями, так как онлайн-редакция имеет возможность работать удаленно. Журналистам приходится дистанцироваться, собирать информацию на местах становится гораздо сложнее, но все же возможно.

Еще в относительно мирное время, в феврале, бывший депутат Донецкого городского совета Владимир Хоменок, член партии Натальи Витренко, на митинге в поддержку «Беркута» и правительства Януковича во время своей речи обвинял журналиста, снимающего его, во лжи. Также действующий секретарь городского совета, член Партии регионов Сергей Богачев 8 февраля призвал сторонников пойти и не допустить оппозиционного митинга возле областной прокуратуры. Там эти «мирные протестующие» держали плакаты «Они хотят уничтожить Донбасс» с фотографиями донецких активистов и журналистов, выкрикивая фразы: «Янукович, дай приказ!» В марте, когда Донецк только начали заполонять сепаратисты, их псевдолидеры уже высказывали тезисы о том, что редакционную политику некоторых СМИ в Донбассе нужно поменять. Причем говорили это с намеком, что в случае чего, «ДНРовцы» знают адреса всех неугодных редакций и их журналистов. После началась череда избиений, нападений, порчи аппаратуры, захватов в заложники...

Сейчас и вовсе псевдоправительство самопровозглашенной республики потребовало от всех СМИ на Донбассе в десятидневный срок пройти процедуру перерегистрации в ДНР.

Внутри захваченной Донецкой облгосадминистрации появились целые стенды с фотографиями активистов и журналистов. Подписи под ними гласили, что необходимо знать в лицо этих «врагов народа»... И если сначала такие сообщения ввергали общественность в шок, то сейчас это воспринимается как очередной типичный виток развития событий на востоке страны.

Примечательно, что, например, в Киеве от журналистов и СМИ, которые проявляют сепаратистские настроения, ни общество, ни официальная власть не пытаются «избавиться» — то есть наказать по закону. Тем более речь не идет о нападении на  офисы и людей. Мирная «борьба» с такими медиа встречается исключительно в качестве инициатив отдельных общественных активистов — пикет редакции газеты «Вести» или публичные заявления о необходимости закрыть передачу Савика Шустера. И, наоборот, последний случай с журналисткой и оператором «Громадського телебачення» Анастасией Станко и Ильей Бескоровайным, которых самопровозглашенная республика ЛНР захватила в плен и обвиняет в шпионаже, только подтверждает факт, что даже попытки «инакомыслия» на Донбассе становятся невозможными и пресекаются, в том числе и физически.

«СЛОЖНО БЫТЬ НЕЙТРАЛЬНЫМ»

Константин РЕУЦКИЙ, сокоординатор луганского проекта Informator:

— По стандартам, медиа должны оставаться медиа в первую очередь, а не быть про- или контра. Но сейчас, конечно, сложно быть нейтральным и, так или иначе, не выражать своих симпатий. Раньше СМИ и журналистов, которые выражали проукраинскую позицию, было достаточно (в том числе и работающие сейчас сайты citynews.net.ua и «Восточный вариант» v-variant.lg.ua). Но на данный момент в журналистике Луганска серьезный кризис. Поскольку работать по-прежнему — соблюдать стандарты, работать в поле, делать материалы, брать комментарии — стало в какой-то момент просто невозможно и опасно. В мае был период, когда наша журналистика оказалась в коллапсе: большая часть сотрудников СМИ выехала, а те, кто не выехал, вынуждены были прятаться. Оказалось, что привычные стандарты уже просто не работают. Сейчас журналисты Луганска должны перестраиваться в соответствии с реалиями.

Именно в ответ на этот кризис появился ресурс informator.lg.ua. Этот сайт делают луганские журналисты, которые вынуждены были переосмыслить подходы к своей работе. По тем или иным причинам часть из них была вынуждена уехать из Луганска, несколько человек остались там, но тоже не могут работать по-прежнему. Сайт делаем преимущественно на энтузиазме, за этим проектом никто не стоит, у нас нет инвестора. Журналисты делают это, потому что чувствуют определенный долг перед своим городом и регионом. После завершения военных противостояний, я думаю, сайт останется новостым, но мы будем специализироваться на расследовательных материалах. Миссия этого проекта — приближать изменения в нашем регионе. Слишком долго мы находились в стагнации, слишком много было коррупционных схем, а расследовательской журналистики в Луганске, по большому счету, не было.

Активизация военных действий вряд ли как-то скажется на работе сайта, кроме того, что работы добавится. Сейчас мы продолжаем активно искать информацию через сеть наших информаторов, активистов и просто активных людей, проверяем ее и стараемся оперативно подавать.

«ЖУРНАЛИСТЫ ИНОГДА ИСПЫТЫВАЮТ СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ»

Сергей ГАРМАШ, главный редактор донецкого сайта «Остров»:

— Сейчас в Донецке остались те же, условно говоря, проукраинские сайты, которые всегда такими и были: «ОстроВ», «Новости Донбасса», NGO.donetsk.ua, «062». У других СМИ если и были какие-то проявления государственнической позиции, то это, скорее, зависело от личной позиции журналистов, а не от политики редакций. Таким СМИ сейчас сложно, поскольку без четкой позиции, объясняющей необходимость быть собой в условиях риска для жизни, работать тяжело. Да и аудитории своей у них нет, поскольку аудитория сейчас тоже четко разделилась по идеологическим признакам. Но самая сложная ситуация, мне кажется, в городах области. Потому что в маленьком городе все «на виду», и если город захвачен террористами, то оставаться собой вряд ли возможно. Часто люди даже принимают позицию террористов, начинают искренне в это верить, потому что у них нет другого выхода, они начинают себя оправдывать — своего рода стокгольмский синдром.

Редакцию мы давно уже распустили — работаем удаленно. Многие журналисты, особенно публицисты, выехали за пределы области. Работать очень сложно. Самопровозглашенные власти издали распоряжение, что в десятидневный срок нужно пройти у них государственную регистрацию. Естественно, мы этого делать не будем, поскольку не понимаем что такое «регистрация в самопровозглашенной республике».

Условий для нормальной журналистики в Донецке сейчас нет. Односторонность подачи информации присутствует, и об этом нужно говорить открыто. Но для этого «та сторона» создала определенные условия. Например, они однозначно не принимают все, что мы пишем, не аккредитуют нас, более того — нам просто опасно появляться на их мероприятиях. То есть они сами нас закрыли от себя, и у нас нет возможности объективно освещать их позицию, если она у них, конечно, есть. Мы можем писать только о том, что видим, — в этом и есть ресурс нашей журналистики на данный момент.

На военной передовой у меня нет своих людей, поэтому с активизацией АТО мы будем писать, как и раньше, о том, что происходит в городе и области со слов очевидцев и из официальных источников. Недавно они похитили нашего внештатника и блогера Сашу Чернова. Мы уже неделю ничего не знаем о его судьбе. Естественно, в таких условиях никто не чувствует себя в безопасности. Иначе говоря, сейчас мы работаем как бы вопреки всему, с надеждой на что-то хорошее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать