Нужны ли нашему ТВ сильные идеи?
Авторское телевидение производит для канала ОРТ конкурс частушек «Эх, Семеновна!». В Москве, по данным социологических измерений, каждый третий телезритель в субботу вечером переключается на эту программу. На экране очень, кстати, незамысловато все выглядит: идиллистичные декорации, интеллигентное жюри, разбитная ведущая-хозяйка Семеновна и голос комментатора как бы за кадром происходящего. Во всем этом — некая ирония, подчас неуловимая, как в известном некрасовском «Есть женщины в русских селеньях…». Эстет и крестьянин прочтут это с разными чувствами, но прочтут.
Почему телевизионный конкурс частушек стал столь популярен в соседней стране? Очевидно, дело не столько в популярности частушек среди народа — вряд ли московские семьи исполняют частушки во время застолий — сколько в совпадении двух других составляющих успеха: внутренней свободы, органичной раскрепощенности частушки и в умелой современной телевизионной «аранжировке» этого конкурса. Та самая ирония спасает конкурс от патоки умиления, которая сопровождает многие фольклорные передачи, в том числе — и прежде всего — на нашем отечественном ТВ.
Конечно, без ретуши частушка многих коробит. Недавно в ответ на одно из выступлений судья конкурса, в прошлом диктор программы «Время» советского периода Анна Шаталова, покинула зал, расценив пропетые частушки как непотребные. Демарш спровоцировали четверостишья, на самом деле никак не похожие на миленькие романсы для благородных девиц. Но внутренняя свобода частушек требует демократизма в восприятии этого вида народного творчества. И затрагивает этот жанр зрителя только тогда, когда он не ретуширован. Кстати, частушки в досоветский период были куда более популярны, чем в последующие годы, когда им прививали политпросветительскую функцию.
Смелость авторов проекта была в том, что, вынося настоящую, не подретушированную частушку на экран, они понимали (и возможно, рассчитывали), что этот жанр спровоцирует конфликт: а) в среде образованной части зрителей: воспринимать или нет прямолинейность частушек; б) между эстетствующей частью публики и теми, кто, грубо говоря, «университетов не заканчивал». Наверняка авторы проекта рассчитывали, что конфликт привлечет внимание зрителей, а, значит, обеспечит программе приличный рейтинг.
Однако помимо этого, на мой взгляд, частушки выполнили и примиряющую функцию — разные социальные группы россиян учатся понимать друг друга. Ведь можно не принять нарочитую вульгарность частушек, но понять, чем она вызвана. Не морщить носик «фи, как грубо» — очень важно для нации, которая, как и мы, пытается на всех уровнях — от политического до бытового — осознать себя как единое целое.
Но возможно ли появление подобного шоу на нашем государственном телевидении, например, на УТ-1? Вряд ли. И не потому, что создать шоу с напряженной внутренней драматургией нашему телевидению не позволяет отсутствие идей, творческих озарений или денег. А потому, что сильные идеи требуют другой атмосферы для своей реализации — атмосферы смелости и продуманного риска, а это вряд ли возможно на телевидении, которое прямолинейно по своей концепции. От УТ-1 даже вне контекста выборов требуется доходчивость в квадрате, а не разнообразие аргументов, правильные ответы, а не постановка вопросов. А частушка, условно говоря, жанр «неправильный», он перестает существовать при любом лицемерии любой природы — политическом или эстетическом. Готовить же общество к терпимости, к восприятию творчества разных социальных групп и делать это, как говорят, смотрибельно, нашему государственному телевидению не нужно, не требуется это от него. Никем. И это значительно более глубоко заложенный конфликт, чем проблема творческой несостоятельности.
Кстати, на УТ-1 в субботнем прайм-тайме уже идет программа о народном творчестве, тоже конкурс — Всеукраинский конкурс семейного творчества «Мотив для двух сердец» . Не удивлюсь, если телевизионное начальство считает его удачным, популяризирующим лучшие образцы народной жизни, семейных отношений и т.д. Может быть, этот конкурс даже популярен. Среди творческих украинских семей. Коих, рискну предположить, немного. У прочих украинских семей он вряд ли вызовет особые эмоций. В то время как частушки интересны именно тем, что это реальный отклик на реальное событие в реальной жизни простой «нетворческой» семьи, наш «Мотив для двух сердец» — искусственно придуманное действие. Лубочная картинка. Не более того.
Выпуск газеты №:
№229, (1999)Section
Медиа