Перейти к основному содержанию

О рисках «серой зоны»

В Крыму задерживают журналистов
19 мая, 18:12
ОСМАН ПАШАЕВ / ФОТО TELEKRITIKA.UA

На минувших выходных в Симферополе так называемая крымская самооборона и российские спецслужбы задерживали журналистов. В частности, в субботу сотрудники ФСБ России задержали, доставили в местное управление и 6 часов выясняли личность и цель приезда в Крым собственного корреспондента варшавской «Газеты Выборчей» («Gazeta Wyborcza») в Москве Вацлава Радзивиновича. А в воскресенье основателя крымского интернет-телеканала CrimeanOpenCh Османа Пашаева, турецкого оператора Дженгиза Кизгина и еще четырех журналистов похитили силовики структуры, которая называет себя «крымской самообороной». По состоянию на утро понедельника всех медийщиков отпустили.

Как сообщил автор «Дня» Николай Семена, который в то время как раз встречался в симферопольском кафе «Диван» с польским журналистом Вацлавом Радзиновичем и крымской фоторепортером Леньярой Абибулаевой, в кафе неожиданно появились сотрудники ФСБ и, не представившись, потребовали поехать вместе с ними в управление ФСБ в «Республике Крым». Сотрудники ФСБ обвинили польского журналиста в том, что «он не тот, за кого себя выдает», что он «нелегально пересек границу Российской Федерации», хотя, как заверяет пан Вацлав, все его документы были в порядке. «Я расцениваю это как показательный непрофессионализм сотрудников спецслужбы. Я предъявил им все документы МИД об аккредитации в России, визу, документ о регистрации пересечения границы в аэропорту Шереметьево, когда я въехал в Россию из Польши, документы о моем проживании в Москве, этого было достаточно, чтобы убедиться в том, что я не нелегал. Однако у меня было такое впечатление, что сотрудники, которые работали со мной, не могут правильно понять значения данных документов, не знакомы с тем, какие именно документы регламентируют по закону пересечение границы. Они не знали, как именно проверяется подлинность российских документов», – прокомментировал «Дню» корреспондент варшавской «Газеты Выборчей», после того, как его отпустили. Также на момент задержания сотрудники спецслужб не разрешили Вацлаву Радзивиновичу, несмотря на его настояния, позвонить ни в редакцию «Газеты Выборчей», ни в посольство Польши в Москве, ни в МИД, ни кому бы то ни было из коллег.

Однако если на польского журналиста спецслужащие оказывали лишь моральное давление, то похищенного Османа Пашаева с его коллегами избили и отобрали технику и деньги на сумму 70 тысяч грн – 3 планшета, 3 роутера, 1 компьютер и 4 смартфона, также у Османа отобрали мобильные карточки. Об этом сообщил сам журналист на своей Facebook-страничке «Четыре часа держали лицом к стене. Страшнее всего, что из-за меня это перенесли еще пять человек, которые не оставили и пошли за мной в клоаку аксеновской самообороны на Кирова, 26. Меня не очень били, только несколько раз по ногам. Никого не сломили, но издевательства моральные намного хуже, чем даже физические», – написал Осман Пашаев. В видеоинтервью журналиста после задержания, которое появилось на канале CrimeanOpenCh, Осман рассказывает, как все происходило. Журналисты проводили съемки в воскресенье в Симферополе, расспрашивали местных жителей, как они относятся к перекрытию дорог в день 70-й годовщины депортации крымских татар, когда на них налетела группа из девяти человек – двое в штатском и семеро в камуфляже. Выбили технику из рук и насильно повели в свой штаб. Осман утверждает, что бить его начали после вопроса: «А где протокол задержания, если мы задержаны?» После четырех часов издевательства морального и физического, угроз и обид, в том числе и на религиозной почве, журналистов перевезли в Центральный райотдел Симферополя. По данным Крымской полевой миссии по правам человека, в участке Османа Пашаева допрашивали сотрудники ФСБ и отдела «Э» (по борьбе с экстремизмом). Журналисты написали заявление в местные участки милиции, но сами же уверены, что это ничего не даст.

«Ситуация довольно сложная в том плане, что в Крыму сейчас режим правовой неопределенности, – комментирует ситуацию «Дню» юрист Института Медиа Права Игорь РОЗКЛАДАЙ. – На территории действует как минимум две юрисдикции – формально это часть Украины, но государство ее не контролирует, а де-факто эта территория под контролем России. Журналисты, которые там работают, могут защищаться лишь практическими средствами. Например, постоянно, через определенное время, звонить по телефону другим людям и сообщать о месте своего нахождения. Иметь своих местных адвокатов, которые могли бы искать, помогать, пытаться защищать. При себе иметь минимум техники и не очень ее «светить». Как вариант – приезжие журналисты могут кооперироваться с местными, которые там еще работают, – возможно, это хоть как-то их защитит. Следует осознавать, что, находясь на «серой территории», не стоит ждать, что там будут соблюдать права человека, представляться и учтиво вести себя. Журналист должен понимать, что это примерно так же, как поехать в горячую точку или Приднестровье, быть готовым к потере техники, к насилию. Следует исходить из того, как мы относимся к событиям в Крыму. Формально, в ситуации с Османом Пашаевым, это действительно какие-то неизвестные люди без каких-либо полномочий, которые захватили журналиста, доставили его в неизвестное место, и это можно расценивать, как похищение. Если он захочет это обжаловать, он может идти в Европейский суд по защите прав человека. Но здесь, скорее, можно разве что установить сам факт правонарушения, но вряд ли добиться компенсации».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать