Огни Москвы: Новогодняя ночь на украинском ТВ
Все смешалось в голове у украинского телезрителя в новогоднюю ночь. И дело тут не только в особенностях новогоднего (да и вообще — праздничного) восприятия, когда размер по диагонали голубого экрана прямо пропорционален количеству выпитого, а спичи телевизионных ведущих смешиваются с тостами родных и близких. Просто совершенно неожиданно выяснилось, что количество телевизионных каналов едва ли не больше количества известных эстрадных исполнителей. В связи с чем последние нередко были вынуждены «перебираться» с канала на канал. Президентов, правда, хватило на всех. Украинские телезрители традиционно выслушали поздравления глав двух соседних держав: около 23.00 (по киевскому времени) — российского президента Владимира Путина, а через час — украинского, Леонида Кучмы.
Впрочем, если поздравления российского президента звучали, как и положено, на российских каналах, и украинскому телезрителю были доступны постольку-поскольку, то со звездами российской эстрады дело обстояло иначе — их в эту новогоднюю ночь на украинских каналах (во всяком случае, на некоторых) было едва ли не больше, чем отечественных. И винить в этом топ-менеджеров отечественных телеканалов вряд ли стоит. Во-первых, сказалась ориентация на семейную аудиторию (а старшее поколение по инерции предпочитает слушать именно российскую эстраду), во-вторых, в своем Отечестве поп-идолов все-таки еще маловато для того, чтобы сделать полноценную, многочасовую праздничную программу, ну, а в третьих, не будем забывать о том, что в России этот год объявлен годом Украины. И в этом контексте подобное культурное сотрудничество воспринималось довольно органично.
Не смотря на то, что некоторые телеканалы (например, УТ-1 и ICTV) предпочли в новогоднюю ночь устраниться от конкурентной борьбы, украинскому зрителю на этот раз было из чего выбирать.
Так, например, снятый на «Мосфильме» с привлечением российских звезд (Аллы Пугачевой, Филиппа Киркорова, Валерии, Александра Розенбаума, Алсу и др.) «Голубой огонек» («1+1») смотрелся особо элегантно. Благодаря задействованным техническим возможностям российской студии и многие украинские звезды эстрады предстали в лучшем (и в буквальном, и в переносном смысле) свете. Фантастически выглядели ведущие — Сергей Полховский и Ольга Сумская. И нестандартный Дед Мороз в исполнении Сергея Сивохо (с не менее нестандартной Снегурочкой), и Ирина Билык, и ведущие «1+1» в компании россиян чувствовали себя легко и непринужденно. Но на всю программу задора, к сожалению, не хватило. К финалу шоу как-то «съехало», и особенно ощущалось явно недостаточное количество текстовых «разбивок» (будь-то ведущими или артистами разговорного жанра).
Не разочаровал и новогодний проект «Интера» — музыкальный римейк «Вечеров на хуторе близ Диканьки» . Хотя он был сделан явно с учетом требований, предъявляемых к экспортному продукту. Напомним, что «Вечера» в новогоднюю ночь прошли не только по «Интеру», но и по ОРТ. Возможно, именно поэтому малороссийского в этом фильме было все же больше, чем украинского. Да и мелодии Константина Меладзе, увы, не всегда удачно вплетались в орнамент мюзикла (некоторые из песен явно диссонировали с национальными нарядами исполнителей). А вот актерских находок было предостаточно. И хотя в целом от новогоднего мюзикла с привлечением звезд эстрады вряд ли стоит требовать безупречных актерских работ, выбор Филиппа Киркорова на роль черта оказался более чем удачным, а привлечение профессиональных актеров (взять, к примеру, того же Владимира Горянского, сыгравшего Рудого Панька, или Виталия Линецкого, исполнившего роль дьяка) стало одним из главных плюсов фильма в художественном решении.
А вот телеканал СТБ , встречавший Новый год в прямом эфире, с «планов громадьем» отчасти не справился. Иногда возникало ощущение, что те из ведущих, кто поднаторел в новостийном жанре, в развлекательном формате чувствуют себя не достаточно уютно. А местами «Новый год on-line» просто напоминал ночной выпуск программы «Подъем» (только не очень удавшийся и затянувшийся). Кстати, что касается ведущих «Подъема» («Новый канал») — Юрия Горбунова, Марии Ефросининой, Максима Нелипы, то они во время прямой трансляции с Майдана Незалежности (а именно таким образом «Новый», не мудрствуя лукаво, решил отметить новый год) смотрелись очень живо и органично.
В общем, несмотря на отдельные проколы и шероховатости, новогодняя ночь на украинском ТВ не была скучной. Особенно, если учесть еще один ее характерный штрих. А именно — наличие в праздничном эфире политической рекламы. При чем как в виде роликов, так и в виде личного присутствия на экране потенциальных субъектов избирательного процесса. Например, Деркача-младшего, поздравление которого украинскому народу появилось на близкой ему «Эре» перед поздравлением Президента, что выглядело как провинциальная претенциозность. Учитывая то, что в ночь c 30 на 31 декабря стартовала избирательная компания по выборам в украинский парламент, а ведение предвыборной агитации в СМИ запрещено до 9 февраля, узнать, каким образом отечественные политики смогут использовать новогодний эфир, было весьма любопытно. И политики свою находчивость проявили в полной мере. В самом деле, поскольку в новом законе о выборах нет четкой формулировки, что такое предвыборная агитация, никто и не сможет назвать таковой новогодние поздравления политиков в той или иной форме.
В связи со всем вышесказанным «День», опрашивая экспертов, решил не ограничиваться традиционным вопросом о впечатлениях от телевизионной новогодней ночи, но также попросил их высказаться, каким, по их мнению, было эмоциональное воздействие политической рекламы и уместна ли она вообще в новогоднюю ночь?
Выпуск газеты №:
№1, (2002)Section
Медиа