От притворства — к манипулированию
В передаче «Русский век» (НТВ) Наталья Бехтерева, директор Института мозга (Москва) и ведущий Андрей Караулов говорили о болезненном непонимании друг друга поколениями. В программе «Монологи» («1+1») киевский психиатр Семен Глузман и ведущий Анатолий Борсюк констатировали факт, что советское диссидентское движение было пушечным мясом истории, а нынче большинство диссидентов — это изверившиеся, никому не нужные люди. В «Русском веке» Наталья Бехтерева рассказала драматичную, очень личностную историю своего прихода к Богу. В «Монологах» рассуждали о таком человеческом феномене, как страх свободы. «Мы не заслужили, мы не завоевали нынешнюю свободу», — уверен Глузман, в том смысле, что потому и не умеем ею пользоваться. Наталья Бехтерева прогнозировала, в связи с нынешним прорывом в области искусственного интеллекта и клонированием, скорое порабощение машиной человека. Семен Глузман был пессимистичен в отношении судьбы старших поколений, определив постсоветскому обществу лишь одну задачу: чтобы просто не вернулось старое, чтобы молодежь имела возможность пожить иначе...
Впрочем, закончились обе программы банально-традиционно: верой в будущее и в человека. И столь же банально-традиционно — для этих передач — у зрителя (в данном случае — у вашей покорной слуги) осталось просветленное послевкусие. Отнюдь, конечно, не благодаря сентиментальной финальной точке. И даже не новизне какой-то информации или эвритичности суждений говорящих с экрана. Просто на фоне повального увлечения сегодняшнего ТВ Игрой — вместо Жизни, Интерпретаций — вместо Факта, Актером (хуже всего — в ранге политического деятеля) — вместо Человека крупицы искренности позиции, истинности интеллекта и всамделешности эмоции впечатляют как нечто эксклюзивное и разительное.
Ведь большинство нынешних ТВ-персонажей воспринимаются нынче как некие порождения виртуального, выдуманного мира. И ведущие, и постоянные VIP-участники программ, переходящие с канала на канал, реальную жизнь своих соотечественников как бы знают — но не на собственном опыте. А если на собственном — тогда явно притворяются, что не знают, чтобы не сбиться с единого и принципиально выверенного курса на «пушистость и белизну». В итоге зритель у нас пребывает всегда в одних и тех же декорациях: либо слезоточивого мыла сериалов и шоу, где всегда побеждает ангельская добродетель. Либо жестокого ринга тех же шоу, но только — ток, и крутого кино, где верх берут наглость и брутальная сила. Либо хитроумного поля чудес ТВ-игр, где в десятку попадает тот, кому просто повезло. Либо, наконец, это информационная страна лгунов, в которой «верхи» и «низы» врут друг другу про свои доходы, расходы, и способы их добычи и сокрытия. Иного как бы, за редким исключением, на наших экранах не дано.
Люди, уже успевшие нажить некий опыт, хочется верить, понимают, что реальная жизнь к этой схеме имеет не более, чем условное отношение. Ну а о том, как воздействует именно такая ТВ-идеология в стране с неустоявшимися ценностями и разрушенными традициями на ее «новое поколение», которому, вообще-то, предстоит вести Украину в третье тысячелетье — среди влиятельных ТВ-людей как бы и говорить не принято. Бог — рейтинг, и тот, кто хотя бы не спешит завоевывать его самым примитивным и дешевым способом — уже смотрится белой вороной, не говоря о каких-то принципиально иных подходах.
С некоторым изумлением, скажем, я смотрю практически все наши молодежные программы. Вот в суперклассно оформленной студии суперобаятельные Саша и Костя («Не все дома», «1+1») пять раз в неделю, э-э... пишу, и подыскиваю слово, которым можно обозначить, что же все-таки делают в эфире Саша и Костя? Собственно, то же, что и ведущие «Світ Нова» (СТБ) — заполняют паузы. Только последние — между клипами, а у «1+1» — между клипами, играми, мультфильмами и сериалами. Паузы досадные, но от которых никуда не денешься — вот и приходится трепаться ни о чем, не «давя» на зрителя ни познаниями, ни информацией, ни личностным общением. Обычно к Саше и Косте присоединяется кто-то третий, обычно поп-звезда, которому тоже как бы нечем заняться, и нужно как-то время скоротать — а заодно, уж так и быть, не напрягаясь, и себя показать вечно благодарной публике.
«Труба» (СТБ, НАРТ) на таком стебно-расслабленном фоне выглядит просто гигантом социальности! Там, кроме обязательного набора из клипов, поп-звезд и прочего, есть всегда все же и какая-то реальная проблема, которую проводят как бы сквозной темой — обсуждали здесь и вопросы безработицы, и экологии, и студенческих профсоюзов... Жаль только, что уровень подачи этих, действительно актуальных тем, увы, как правило, не выходит за рамки дежурных и неглубоких блиц-интервью разных VIP-лиц. В результате и темку как бы «прошли», можно галочку поставить — а что до глубины и эффективности — это уж дело десятое. (Вопрос старой журналистской школы — во имя чего? — между прочим, не устарел!)
В «Новом поколении» (УТ-1) присутствует авторское желание и ведущего — Дмитрия Крыжановского, и корреспондентов — сказать новое слово в украинской журналистике. Но, возможно, желание это несколько избыточное, что и приводит к вымороченности, надуманности и сюжетов, и заданных правил игры для их героев, и опять-таки, к минимальному соприкосновению происходящего в кадре с тем ворохом нестандартных ситуаций и проблем, с которыми на каждом шагу сталкивается сейчас молодежь. Не говоря уже о том, что, надо думать, она еще и что-то читает, и чему-то учится, и чего-то ищет — в смысле бытийном, мировоззренческом — простите за высокопарность. Парадокс, но самой «интеллектуально насыщенной» и познавательной среди передач для тех, кому от двух до двадцати, выглядит... «Детвора» («Интер»), в которой Кролик Сеня пытается соединить в себе функции экскурсовода, репетитора, воспитателя и духовного пастыря, ненавязчиво побуждая младежь к реалистичной оценке себя и мира вокруг во имя дальнейших самостоятельных и осмысленных шагов в нем. Но согласитесь, что одного маленького Кролика все же маловато будет для пробуждения «нового поколения» от духовного (душевного) оцепенения. Есть, правда, еще молодежный канал от «Золотых ворот», где, в свою очередь, в рубрике «Ассоциации» появляются вдумчивые и нетривиальные беседы с не самыми глупыми людьми в этой стране. Но на этом уж точно — финиш.
Наверняка те, «кому за 30», помнят былые советские радиопрограммы радиостанции «Юность» (Москва) и молодежной редакции украинского радио, познавательные программы для старшеклассников. При минимуме идеологии их эфир вбирал в себя реальную жизнь слушателей (часто через их проникновенные, вдумчивые письма), разговор там велся не на уровне «крутой» шпаны — а как с нормальными, интеллигентными молодыми людьми. Обсуждалось не качество, извините, презервативов, или, в лучшем случае, дискотек — а качество жизни, хотя тогда и такого словосочетания не было) — в его ментальном, нравственном значении. Нынче ничего подобного нет, кажется, и на радио, а на ТВ — нет так же, как и не было. Зато есть другое. Во вторник около 21.00 моя семилетняя дочь, переключая кнопки в поисках вечерней сказки, очутилась на мгновение на Новом канале. И на видеокадрах очередного «киношедевра» мы тут же услышали следующее: «Ты засранец. — И ты засранец. И еще сукин сын». Чего после всего этого барахла, пронизавшего наш
ТВ-эфир, мы хотим от лексики, интересов, взаимоотношений наших детей и тинейджеров?
По сравнению с нынешними масштабами манипулирования общественным сознанием прежняя, советская система, выглядит просто детским лепетом. Ведь только по «недосмотру», конечно же, можно было выстроить пирамиду, на верхушке которой, увенчанной общесоюзной программой «Время», народ оболванивали и шили в дурни, а в основании пирамиды в этом же самом народе отшлифовывали и ум, и знания, и вкус, и небезразличие к гуманитарным ценностям, потребностям. Отшлифовывали огромными тиражами хорошей литературы, профессионально сделанным, не халтурным ТВ, печатными «отдушинами» в лице «Литературки» или толстых журналов, бурным движением авторской песни, и т.д. Увы, нынешняя пирамида оглупления, во главе с вечерней программой «Время»-советикус в виде «7 дней»
(УТ-1), имеет куда более солидное и прочное основание в виде сегодняшней ТВ-пошлости и ТВ-примитива, и ТВ-заискивания — не только перед властью, но и деньгами. Так что мастерам манипуляции сознанием от политики уже и стараться особо не приходится: коль цепочка началась еще от «Вечерней сказки» (УТ-1) с ее ведущими — взрослыми мужиками, притворяющимися детьми. Кстати, весьма точный образ, обозначающий суть и ментальность сегодняшнего национального эфира с его эрзац-правдой и эрзац-реальностью. Тем более, что притворство для нашего ТВ — это уже даже не порок. А просто осознанная необходимость.
Выпуск газеты №:
№203, (1998)Section
Медиа