Перейти к основному содержанию

Печатники и кобзари Майдана

Или Почему многотысячный митинг стал неповторимым культурным феноменом новейшей украинской истории
20 февраля, 16:21

Убежден: этот до сих пор не осмысленный многогранный феномен будут изучать в будущем и наши, и зарубежные исследователи. А пока привлеку внимание читателя к одной из одухотворяющих граней Майдана — сказанного, писаного, печатного, переданного через интернет-сеть Слова. Рожденное из глубины чувствительных душ, пропущенное через водоворот добросердечных стремлений и надежд, это слово парит здесь свободной птицей, доходит питательной силой ежедневно, ежечасно до десятков тысяч сердец, побуждает думать, утверждает чувство достоинства, вселяет надежду, расправляет крылья правды, соединяет народ.

Как и во времена помаранчевой революции, так и сейчас мои студенты — будущие журналисты и редакторы-издатели — именно под этим углом зрения изучают Майдан, собирают, анализируют, а иногда и сами творят это Слово в разных его материальных проявлениях: листовках, плакатах, бюллетенях, манифестах, газетах, журналах, брошюрах и даже книгах. Словом, готовятся стать Профессионалами, Патриотами и просто Порядочными людьми.

Печатной продукции, изданной несколькими тысячами разового тиража средствами малой полиграфии, на Майдане действительно много. Создают ее преимущественно энтузиасты на собственные средства или пожертвования единомышленников. Именно они издают, например, «Гражданский манифест». В выходных данных этого периодического органа редакция указана просто: «Несколько друзей, которые верят, что образованность и политизирование общества — путь к победе над «карманной» властью Украины». Разножанровые публикации носят преимущественно характер наиболее резонансных перепечатанных изданий со ссылкой на конкретные зарубежные и украинские источники. Об актуальности публикаций свидетельствуют их названия: «Не деньги, а ценности», «Миф о Донбассе, который кормит Украину», «Братские объятия Кремля», «Азарова опять поймали на лжи» и т.п. Подобных периодических или разовых печатных изданий тут десятки. Некоторые из них распространяются через пресс-центр Майдана, некоторые — просто с рук.

Со второй половины декабря и до сих пор наиболее тиражными и востребованными среди народа были разные виды изданий, преимущественно дву-четырехстраничные листовки, направленные в поддержку Всеукраинской гражданской акции бойкота товаров и услуг компаний, которые принадлежат членам партии, находящейся при власти. В таких изданиях доминируют, помимо коротких комментариев, списки брендов, СМИ, финансовых и медицинских учреждений, автозаправочных станций, продуктов питания, торговых точек соответствующих владельцев.

Основанную печатниками акцию бойкота активно поддержали создатели сетевых изданий.

Параллельно с печатными изданиями распространялись ярко оформленные плакаты с меткими слоганами: «Бойкот финансистам кровавых побоищ», «Не покупай — игнорируй», «Ни копейки в общак», «Ты зарабатываешь — он крадет».

Кстати, количество создаваемых на Майдане плакатов, разнообразие их по тематике, мастерству сочетания слоганов и изобразительного ряда, высокому уровню полиграфического исполнения поражает. Можно с уверенностью говорить о своеобразном ренессансе этого действенного вида издательской продукции. А еще — о возрождении современными художниками-оформителями призабытой, а точнее подавленной властью национальной изобразительной традиции периода УНР, которую в науке называют нарбутовской.

Привычными стали на сцене Майдана выступления известных и малоизвестных поэтов, песенников, бардов, самодеятельных народных коллективов из областей. Собственно, на эту, без преувеличения, главную сцену страны легко выплеснулось то, что усилиями некоторых украинофобов при власти и владельцев-олигархов теле— и радиоканалов с менталитетом Верки Сердючки грубо вытеснилось из национального информационного пространства. Это наша бессмертная украинская песня, это муза Великого Кобзаря и муза рядового участника Майдана.

Почти круглосуточно задействовано старенькое пианино возле городского магистрата, дарящее наперекор морозу и тревоге волшебные мелодии. Сотни профессиональных и самодеятельных певцов садились за него, создавая каждый раз широкий семейный круг. Этот инструмент надежно охраняют молодые гвардейцы, потому что убеждены, что он стал уже легендой, которую живой следует сохранить для истории.

Со сцены, после выступления еще одного молодого поэта со стихотворением о коротком слове «беркут», которое «на віки будуть соромитися вимовляти українці», объявлено, что готовится к печати первый книжный сборник с красноречивым названием «Кобзар з Майдану». Не знаю, попадут ли в этот сборник вот эти стихи, которые распространялись на Майдане в листовках, некоторые из них — в сети, а еще некоторые исполнялись под звук гитары. Поэтому уже стали народными песнями.

Выборку собранных студентами таких неожиданно искренних, правдивых, метких, талантливых строф, которые стали своеобразной летописью позора одних и чести других, предлагаю читателям «Дня». Судя по стилю, их писал один автор. Фамилию его до сих пор установить не удалось. Но о таких говорят — украинец, христианин, чистая душа.

Пусть этот безымянный автор останется для истории еще одним смелым и честным, правдивым и талантливым кобзарем-летописцем Майдана.

ФОЛЬКЛОР ЕВРОМАЙДАНА

«Після Вільнюса

Заболіла у неділю в президента

 голова:

«Чи сміятись, чи ховатись,

чи вигадувать слова?

Чи тікати до Китаю із рідного

 краю?

Вже і Путін не підкаже,

що робити маю»

Обіцяв в Євросоюзі рай нам,

любі друзі, —

Забрехався! Що ж, катюзі

буде по заслузі!

Над майданом — чисте небо,

на Банковій — хмари.

Повертайся, Янукович,

на тюремні нари!

5 грудня

На Майдані ліжечко —

там Руслана Лижичко,

Пролунав приємний звук —

то співає Вакарчук.

Й молодиці, й невіддані —

всі сьогодні на Майдані,

Там наварять їм ухи

чорнобриві женихи.

І бабусі, й дідусі

на Хрещатику усі,

І студенти, і доцент гріють

дупами цемент.

Прочитав молитву піп,

освятив свіженький хліб...

Люди й ті, і вже не ті:

українці, ви — святі!!!

Нічна барикада

Поблизу парламенту прямо

на розі

Стоїть офіцер цілу ніч на морозі,

Він лається мовчки, кленучи усіх,

Витоптує хромовим чоботом сніг.

Він бачить порожню

зачинену Раду,

Він чує позаду гучну барикаду:

Там люди співають народні пісні,

А тут набивають кишені тісні.

Чи варто стояти?

Чи виженуть з хати?

Помилуй, мене, укріпи,

Божа Мати!

Стоїть на морозі сумний офіцер.

Кому ж ти служитимеш,

пане, тепер?

День гідності

Проти зради й душевної бідності

Вийдем, браття, усі

на День гідності!

Слава Богу — Великому й Рідному —

І ганьба лицеміру негідному,

Слава людям, нескореній нації

І ганебний кінець профанації!

Ми стояли із вами вервицею,

Ми любов’ю ділились з столицею,

Чорним «Беркутом»

не відгорожені —

Ми єдині і непереможені!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать