Перейти к основному содержанию

«Перекресток»: об экономике с точки зрения «маленького» человека

18 февраля, 00:00

Марта Коломиец и Татьяна Ляховецкая работают вместе — в Украинской образовательной программе рыночных реформ (УОПРР), которая финансируется Агентством США по международному развитию. Татьяна в этой программе почти с самого начала — с сентября 1994 года, тогда как Марта — немногим более года. Обе — профессиональные журналистки. Марта в свое время работала в «Юкрениан уикли», Ассошиэйтед Пресс, «Ньюсуик» и еще в далеком 1991 году приехала в тогда еще советскую Украину («У меня было удостоверение номер два», — говорит она) открывать первый здесь зарубежный корпункт. Татьяна же пришла в УОПРР с опытом прямых эфиров и своей передачи «Свічадо» на УТ-1. Марта — руководитель Украинской образовательной программы, Татьяна — директор теледепартамента. Тема нашего разговора — их любимое детище, программа «Перекресток», которая еженедельно выходит на УТ-1. «Перекресток» отличается от многих программ УТ-1 своей незаангажированностью в рассмотрении даже тех экономических проблем, которые очень тесно связаны с интересами различных финансово-политических групп. Вместе с объективностью проект достаточно оперативно реагирует на все происходящее в нашей неуверенной экономике и социальной жизни. И, что важно, всегда предлагает взгляд с точки зрения интересов «маленького человека», обычного гражданина, который первым на себе ощущает все «кульбиты» постсоветской жизни. Стоит отметить и тональность программы — спокойную, уравновешенную, которая всегда предлагает зрителю хоть капельку оптимизма — не изображая «потемкинских деревень».

— «Перекресток» выходит в эфир с марта 1994. Какова его аудитория, трансформации, с чем это связано и что ждет зрителя в ближайшем будущем?

Татьяна Ляховецкая. — С того времени мы несколько раз меняли формат — от ток- шоу до часового, а потом получасового тележурнала. У нас произошла ротация журналистского состава, к нему возросли требования. Если раньше мы давали «успешные» истории, то сегодня мы требуем больше аналитики, актуальных комментариев. С нами постоянно сотрудничают Виктор Варницкий, Тамара Куцай, Сергей Сиволап, Олег Мащенко, Лариса Мудрак, Эдуард Занюк, Вита Конобас. Главный режиссер «Перекрестка» — Нина Рудик. Для того, чтобы ориентироваться в запросах своих зрителей, мы постоянно проводим исследования нашей аудитории. Они показывают, что в основном «Перекресток» смотрят 30—35- летние зрители, в большинстве своем мужчины со среднетехническим и высшим образованием.

Марта Коломиец. — Последний год мы пытаемся давать полную картину происходящего по всей Украине — в «Перекрестке» можно было увидеть сюжеты из различных городов и сел страны. Кроме того, в передачу мы включаем сравнительные сюжеты о состоянии экономики и социальной защиты здесь и в странах бывшего Советского Союза, Центральной и Восточной Европы. В стадии обсуждения находятся проекты, которые мы планируем начать весной: 15-минутные тематические выпуски о земельной, например, или пенсионной реформе. Мы думаем над тем, чтобы рассылать эту программу региональным телеканалам, тем самым увеличивая вероятность получения информации теми, кто в ней нуждается. Наша тематика остается прежней — экономическая и социальная реформа. Главная идея — раскрепостить человека, показать ему, что он сам может чего-то достичь...

— Так речь идет о «прививании» или о «возрождении» предпринимательского таланта у украинца?

М.К. — Я могу об этом рассказать на собственном примере. Я родилась в Америке, а мои родители родом отсюда: мама из Западной, папа из Восточной Украины. Я помню бабушку и дедушку, они осели в Чикаго. Все, что они делали у себя дома в Украине, они делали и в Америке. И консервы — и зеленые помидоры, и красные, и огурцы. Моя бабушка была, словно целый ресторан, постоянно пекла какие-то пирожки. И я считаю, что украинцы умеют делать все, у них есть предпринимательская жилка. Только нужно, во-первых, уничтожить остатки советского комплекса второсортности. Во-вторых, дать те знания, которые раньше из-за «закрытости» общества были недоступны. И, в-третьих, создать соответствующие условия. Наша программа пытается в своих печатных, теле- и радиопроектах продемонстрировать, как сейчас можно развить деловую инициативу. Мы являемся некоммерческой организацией. Производим нужные Украине образовательные программы, чтобы развивать демократию и средний класс в обществе. Нас упрекают, что мы имеем низкий рейтинг. Но в этой стране должны понять, что на телевидении нужны не только коммерческие проекты. В Америке существует система «паблик бродкастинг» — публичное телевидение, где идут научные, образовательные программы, которые чему-то учат людей (но не поучают!). Я думаю, что в Украине должен быть свой продукт, чтобы людям показывать, как они могут жить лучше.

Т.Л. — Мы стараемся темы преподнести как можно интересней. Например, туристический бизнес. Сначала мы рассказываем об опыте Финляндии, где большие деньги зарабатываются на удачном географическом положении, а потом анализируем, что теряет наша страна. И наша задача не только рассказать об этом, но и сделать выводы прикладного характера, потому что мы рассказываем, что изменяется в законодательстве, что можно сделать. И в поддержку этого у нас действует информационная линия, работающая бесплатно. Кроме консультаций, которые она предоставляет предпринимателям, через нее мы получаем отзывы на нашу передачу — приблизительно 180-200 телефонных звонков после каждой. После сюжета о страховой медицине, в которой речь шла об опыте клиники имени Шалимова, нам много звонили, рассказывали о своем опыте, предлагали идеи. Когда нас упрекают: вот вы делаете такие успешные истории, а вокруг такой ужас, я отвечаю: все равно нужно как-то жить и при этом — более-менее достойно. Мы пытаемся найти какие-то положительные примеры, но речь не идет о том, что мы замалчиваем негативное.

— Как определяются темы для следующей передачи? Срабатывает ли здесь «обратная связь» со зрителем?

М.К. — В программе работают консультанты, поддерживающие связь с Министерством экономики, с вице-премьером, с Налоговой администрацией, с парламентом, с «мозговыми центрами». Через них мы отыскиваем актуальные темы в правительстве, в Кабмине, в Верховной Раде. У нас широкий круг источников информации — это необходимо для того, чтобы еженедельно делать интересную программу по актуальным вопросам реформирования экономики и социальной сферы. Каждый понедельник мы определяемся, в каких направлениях будем работать на этой неделе.

Т.Л. — В отношении подачи материала мы работаем по такому принципу: все материалы имеют открытый авторский характер, т.е. выражают мнение определенного журналиста, чтобы это было понятно, каждый сюжет открывает «стенд-ап», где автор представляет свой материал: я сделал материал — и это мое лицо. И это заставляет журналистов совершенствоваться.

— При создании программ на экономические темы всегда существует соблазн рекламы. «Перекресток» проводит здесь политику нейтралитета?

Т.Л. — Возможно, если мы рассказываем о производителе, то и возникает соблазн трактовать наш рассказ именно так. Но, во-первых, мы рассказываем о том, как организовать свое дело, чтобы при действующем законодательстве выжить и процветать. Во-вторых, это поддержка отечественного производителя, покупая продукцию которого вы тем самым участвуете в создании новых рабочих мест и т.д.

М.К. — Мы очень осторожно к этому относимся. Например, нам звонил один из кандидатов в мэры накануне выборов, чтобы мы рекламировали товары, которые его фирма производит. Но мы сказали: извините, во время избирательной кампании мы таким не занимаемся.

Т.Л. — Иногда мы даже превращаемся в диспетчерскую, когда звонят руководители предприятий и расспрашивают, где найти такое-то предприятие, о котором узнали из «Перекрестка», потому что они заинтересованы в закупке именно этого типа продукции. В принципе, здесь интересно работать, мы энтузиасты — и довольны.

М.К. — Я, наверное, навсегда останусь журналистом в душе. Раньше мне было чрезвычайно интересно писать аналитические материалы для газет. Но теперь благодаря работе в образовательной программе у мене появилось очень много новых контактов — и мне это тоже нравится, хотя в сердце я всегда буду сожалеть о практической журналистике. Я очень верю, что Украина реализует свой большой потенциал. А в ее возможностях я убеждаюсь каждый день, работая с нашей командой. Это мне дает веру в результативность того, над чем мы трудимся.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать