Переоценка ценностей post-factum
Вкус свободы особенно остро ощущается тогда, когда её теряешь, что и почувствовали многие жители Крыма
Недавно прочитал в одной киевской газете, что под Москвой на 74-м году жизни умер первый и последний президент Крыма Юрий Мешков. Его президентство длилось четырнадцать месяцев, до марта 1995 года. В то время ситуация в Крыму была очень опасной, сам Мешков не вылезал из штаба Черноморского флота, напрямую получая указания из Москвы и готовясь к вооружённому путчу. Собственно, Украина ещё тогда могла потерять Крым и, возможно, не только Крым. Положение спасли решительные действия генерала Евгения Марчука. Мятеж был подавлен в зародыше, а Мешкова Россия эвакуировала в Москву, где мэр российской столицы Лужков дал ему квартиру. В последние годы жизни Мешков был в оппозиции к власти Российской Федерации. Более того, как это ни удивительно (в может, закономерно?), Мешков начал дрейфовать в сторону Украины и даже заявлял, что назначенные Москвой крымские политики мешают ему свободно выражать его проукраинские (!) позиции. Пожив не в телевизионно-мифологической, а в реальной России, Мешков (как и многие крымчане) кое-что понял и пересмотрел. Кстати, в марте 2019 года Мешков попытался встретиться с Владимиром Путиным, за что бывшего крымского президента арестовали на двое суток. По-российски! Живы в этой стране традиции Угрюм-Бурчеева и унтера Пришибеева.
На исходе жизни Мешков кажется, начал осознавать то, что до сих пор не могут осознать миллионы украинцев: быть гражданином Украины, а не России, большая удача и подарок судьбы. Это гражданство, несмотря на все наши пороки и безобразия, даёт один неоспоримый бонус, начисто отсутствующий в России, который называется свобода. Вкус свободы особенно остро ощущается тогда, когда её теряешь, что и почувствовали многие жители Крыма. При Украине крымчане отличались большим вольнодумством. А теперь предпочитают держать своё мнение при себе. Крым в Украине был одним из самых важных регионов, в нём бурлила общественная жизнь, полуостров регулярно посещали иностранные президенты, премьеры, коронованные особы. А сейчас он стал жалкой российской провинцией, которая никто и звать её никак. Военная казарма с фельдфебельским строем. Зона. Такой новый лагерный характер Крыма наглядно подчёркивает многочисленные заборы, которыми огораживают всё, и решётки. Каждый день очередные заборы и решётки, которые оправдываются «борьбой с терроризмом». Интересно, что в украинские времена в Крыму не было ни одного сколько-нибудь заметного акта террора, и это без всяких заборов и решёток. Если даже у пламенного борца за российский Крым Юрия Мешкова произошли в сознании такие фундаментальные метаморфозы, то это о многом говорит. Да, в Крыму идут ментальные процессы очень неприятные для Кремля. Российская пропаганда могуча, но далеко не всесильна. Постепенно приходит понимание, что «король-голый». В этой ситуации Украине надо бы ещё «день простоять и ночь продержаться», чтобы выйти непобеждённой из этой войны. Но на Банковой решили капитулировать...
В начале российской оккупации в Севастополе в центре города под имперским бело-жёлто-черным флагом времён Александра Ш вышли на демонстрацию местные русские националисты. На них накинулись московские «менты» с вопросом: «Кто вам разрешил и где ваше разрешение?» Удивлённые националисты заявили, что при Украине им никаких разрешений не требовалось, на что представители новой власти объяснили, что тут уже не Украина, потребовали разойтись и в дальнейшем больше трёх человек не собираться.
И тогда русские националисты произнесли знаменательную фразу, которую, чтобы ощутить нюансы нужно передать именно на языке оригинала: « Севастополь-город русский, но не российский!» То есть, они, призывая или постулируя этническое происхождение большинства населения города, культурную русскую доминанту, одновременно де-факто признали украинскую государственно-политическую принадлежность Севастополя.
Это очень важный ментальный переворот, который открывает некоторые перспективы для тех этнических русских постсоветского пространства, которые не хотят быть политическим «пушечным мясом» Кремля.
Оказывается, «русское» может существовать вне и независимо от «российского», отдельно от российского государства и существенна и весьма симптоматично, что её манифестация произошла именно в Севастополе. К сожалению, у нас в Украине почти нет политических аналитиков, умеющих работать в этой сверхделикатной сфере очень тонким инструментарием.
А теперь в эпоху правления воинствующих дилетантов, демонстрирующих удручающее невежество в проблематике украинско-российских отношений и геополитики и говорить не о чем. Они элементарно не понимают, что такое Украина, что такое Россия, как и что следует делать в этой сфере и поэтому Москва и её западные партнёры и клиенты «разводят» их как «котят»(как выражался покойный «регионал» Чечетов).
Чрезвычайно ярким символом «зелёной публики», всех этих «слуг народа» стал нардеп Дубинский, который обедал прямо на своём депутатском месте в зале заседаний парламента. Активно работал ложкой в миске... Ну, спасибо, что хотя бы не стирал и не сушил там свои носки или ещё что-нибудь. А ведь журналист в миру, вроде бы интеллигентный человек.
Спикер Разумков даже вынужден был произнести особую воспитательную речь.
Ну, а что творил там депутат от партии Медведчука-Бойко-Рабиновича г-н Кива, не могу описать по соображениям этического характера. Да, многое случалось в украинском парламенте, но такого ещё никогда не было. Ну и куда они приведут страну? В последнее время особенно пугает и возмущает маниакальное стремление действующей власти любой ценой (в том числе и самой дорогой для Украины) «договориться с Путиным», сдавая ему всё и называя капитуляцию компромиссом. Хочу напомнить ещё раз тем, кто на Банковой, слова бывшей киевлянки и выдающегося государственного деятеля Израиля Голды Меир, которая с гениальной чёткостью и простотой определила сущность арабо-израильского противостояния: «Мы хотим жить. А наши соседи хотят видеть нас мёртвыми. И это очень существенно ограничивает пространство для компромисса». В нашем же случае: «Мы хотим жить в независимом суверенном и соборном Украинском государстве. А Москва хочет, чтобы такого государства не было». И где же тут возможен компромисс? Тем более что Путин постоянно отрицает сам факт существования украинского народа. Для него украинцы — это просто отбившиеся от рук московского барина юго-западные холопы...
К сожалению, отсутствие полноценного образования, соответствующих профессиональных знаний, здоровой самокритичности, надлежащего опыта формируют в сознании Зе-команды иллюзию собственного величия, мол, всех обманем, всех превзойдём и «пройдём между капелек». Иллюзии рухнут уже в ближайшее время, на том же саммите Нормандского формата, о котором так мечтает Зе (совершенно напрасно, между прочим). Там его будут интенсивно нагибать и ставить в угол (вместе с Украиной). Достойно выдержать всё это и не сдать свою страну сможет только человек сильный и несгибаемый, каковым г-н Зеленский не является. Мы уже неоднократно убеждались в том, что он держать удар не умеет, да и не очень хочет. А ведь чего проще: сегодня эта Нормандская встреча больше нужна России, чем Украине, значит, нужно найти возможность, чтобы её избежать, отложить, отменить. В конце концов, г-н Зеленский-живой человек, может и заболеть.... Дипломатических болезней никто не отменял. Ну, а если поедет и сдаст национальные интересы, то в Украине его может ожидать горячая встреча соотечественников.
Очень горячая...
Section
Медиа